Ветвь Великого Шелкового пути протянувшаяся от западных и южных границ пустыни центрального Ирана до Индии, проходила через несколько небольших городов — Кашан, Наин, Йезд (Язд), Керман. Из них Язд является самым крупным и самым значительным пунктом пустыни на пути в Машад и Мерв, на север в Рай, и на юг в Персидский залив. История города уходит в глубь веков на 3000 лет. Из-за удаленного расположения посреди пустыни Язд оказался в стороне от многих войн и лишений, сотрясавших эти земли, а в самые неспокойные времена тут процветали науки и ремёсла, сохранившиеся по сей день.

Экономика  провинциального города целиком зависела от торговли. Исторически, Язд был остановочным пунком на главном торговом пути через Южный Иран. Марко Поло, который останавливался в городе около 1272 году, описал Язд как “хороший и благородный город”, славившийся изысканными шелками.

Как многие иранские города, Язд представляет собой лабиринт узеньких переулков построенных целиком из сырцового кирпича и самана. Язд известен самой большой в мире сетью «канатов» -это древняя система шахт-колодцев, поставляющая воду с гор по трубам проложенные на многие километры под землей. Многие дома оснащены ветровыми башнями бад-гира (для вентиляции), а яхчалы служат своего рода примитивными холодильниками.

Центром городской жизни являются базары Старого города, здесь мечети, бани, караван-сараи и школы соседствуют с торговыми лавками. Среди них выделяются Большая пятничная Мечеть Джаме с библиотекой, где хранятся древние манускрипты, и мечеть Амир Чакхмагх. Базар питал экономику города на протяжении всей его истории. Торговцы, путешествующие по краям иранской пустыни привозили сюда заморские товары и распространяли культурами Востока и Запада. В XIV-XV веках, основном из Язды  в Индию и Центральную Азию экспортировался текстиль, шелк и ковры. Йезд был также известен чеканками и металическими декоративными изделиями.

Город был эзотерическим центром, местом, где собирались мистики и гностики, и до сих пор существует большая община зороастрийцев. Это древняя религия огнепоклонников, зародившаяся в Иране. Зороастризм рассматривает мир как борьбу добра и зла и ставит в обязанность человечеству принять участие в нравственной борьбе, в результате которой должно восторжествовать добро в виде  благородных поступков, правильных мыслей и правильного поклонения. Когда государственной религией персидского государства стал ислам, зороастрийцы Язда сумели противостоять насильственному обращению в новую веру, регулярно выплачивая налог. В Аташкаде («Башне огня») пламя не гаснет с 470 г. На протяжении более 1530 лет. Здесь же, на окраинах города, расположена Дахме, или Кале-э Хамуша («Башня тишины»), где хоронят умерших по зороастрийскому обряду.

 

https://ru.unesco.org/silkroad/content/yezd