Юмор в персидской литературе
В персидской литературе юмор был представлен в виде «хазль», что можно определить как «критика недостатков личности и общества с целью высмеивания и развлечения».
Идея социальной критики не получила развития в классической персидской литературе, так как литературные деятели, как правило, служили при дворцах. Поэтому социальный юмор включался в сатиру и «хазль» вместо произведений, призванных изменить общество, а настоящий тип литературного юмора развился только в XX веке.
В ранние периоды юмор был представлен выступлениями дворцовых комиков, обязанностью которых было развлекать правителей и государственных сановников. Во времена сасанидского царя Бахрама Гура (420-438 гг.) из Индии в Иран были привезены тысячи актеров и танцоров, а во времена Хосрова I Ануширвана (531-579) на персидский язык был переведен ряд включающих в себя юмор произведений индийской литературы, в том числе «Калила и Димна».
Хотя с X века в стихах персидских поэтов, которые отличались черты критики, время от времени встречается юмор, он, как правило, проистекал из личных интересов и представлял собой нападки на врагов. Например, знаменитый поэт Насир Хосров (1003 – 1088), выступавший проповедником исмаилизма, в своей социальной и политической критике основывался на приверженности этому учению. Санаи, один из суфийских поэтов, создававший сатирические стихи, Фарид ад-Дин Аттар, последовавший за ним, и Мауляна Джалал ад-Дин Руми, который считал юмор инструментом воспитания, стали первопроходцами, своим философским и социальным юмором, вложенным в уста безумцев и сумасшедших, а также анекдотами, критикующими отрицательные черты характера.
В исламский период правителей Ирана развлекали своим остроумными речами и ужимками комики мужского и женского пола, которых называли дальгак. Самые умелые и хитрые из них даже возвышались до степени надима – собеседника, товарища правителя. В персидской литературе можно встретить множество анекдотов о Махмуде Газневи и его слуге Аязе. По данным источников, сын этого правителя, султан Масуд, также имел надимов и шутов, а на одном вечере даже раздал им 30 тысяч дирхамов.
Махмуд и Аяз. Султан находится справа, пожимая руку Шейху, а Аяз стоит позади него. Персонаж справа — шах Аббас I,
который правил около 600 лет спустя. Музей Резы Аббаси в Тегеране, Иран / Источник: Wikipedia
Ученый грамматист ступил на судно
И сразу кормчего спросил занудно:
«Учил ли ты, с кем я отправлюсь в путь,
Закон грамматики когда-нибудь?»
Ответил кормчий: «Не читал я книг
И тайн твоей науки не постиг!»
Сказал ученый: «Да, ты знаешь мало,
Считай – полжизни у тебя пропало».
Они пустились в дальний путь и вот
Попали в бурю и в водоворот.
Сказал моряк: «Посудине конец,
Учился ли ты плавать, о мудрец?»
«Нет, мне занятье это не пристало!» –
«Считай, мудрец, вся жизнь твоя пропала!»
Порой, когда бушует все вокруг,
Готовность смерть принять – нужней наук.
Пучина тянет всех живых на дно,
Плыть по волнам лишь мертвым суждено.
Руми «Маснави».
Источник: York Festival of Ideas
Хотя юмор суфиев отражал бунт сознательных людей против хронической социальной несправедливости, их жалобы были обращены к Аллаху, а не к правителям того времени. Образцами такого юмора считаются и горькие и трогательные рубаи ученого и поэта XI века Омара Хайяма, отражающие его понимание мира и творения.
***
Тот, кто в юности верует в собственный ум.
Стал в погоне за истиной сух и угрюм.
Притязающий с детства на знание жизни,
Виноградом не стал, превратился в изюм.
***
Будешь в обществе гордых ученых ослов,
Постарайся ослом притвориться без слов,
Ибо каждого, кто не осел, эти дурни
Обвиняют немедля в подрыве основ.
Омар Хайям «Рубаи»
В эпоху монгольского нашествия авторов привлекали социальная сатира, а не направленный на отельные личности юмор. Это можно проследить в «Бустане» и «Гулистане» Саади Ширази, для которого юмор был как соль в пище, и в творчестве его современников Маджди Хамгара, Кутб ад-Дина Ширази, Адуд ад-Дина аль-Иджи, Сирадж ад-Дина Кумри и Хафиза Ширази.
***
Однажды скряга некий, полный страха,
Явился с просьбой к трону Хорезмшаха.
В прах перед шахом он лицо склонил,
Подобострастно просьбу изложил.
А скряге сын сказал недоуменно:
«Ответь на мой вопрос, отец почтенный,
Ведь кыбла там, на юге, где Хиджаз,
Что ж ты на север совершал намаз?»
Будь мудр, живи, страстями управляя,
У жадных кыбла каждый день другая.
Кто страсти низкой буйство укротит,
Себя от горших бедствий защитит.
Саади «Гулистан»
Источник: Wikipedia
Юмор занимал место и в творчестве авторов-женщин, таких как Мехсити, которая посещала собрания сельджукского султана Санджара и славилась своими грубыми шутками, Михри Харави, которая развлекала дворец сына Тимура Шахруха, и Зебунниса, персоязычная поэтесса, дочь падишаха империи Великих Моголов Аурангзеба. Суфий Абд ар-Рахман Джами, последний великий представитель классической поэзии с ее размеренным и изящным юмором, включил юмор в свою «Пятерицу». Ему также приписывали шутки, содержащие социальную и литературную критику.
Эй, ходжа! Ты в щедротах твоих так высок,
Что не лезет мне в горло твой жирный кусок.
Сам ты слопал барашка – ни много ни мало:
Что на блюде лежало, все в брюхо попало.
Джами «Рубаи»
Хотя сатира и «хазль» были заменены политическим и социальным юмором в конце периода Каджаров и во время конституционной монархии, отход от традиций сатириков и пародистов ранней эпохи, таких как Сузани и Анвари, произошел позже. В этот период авторы создавали юмористические стихи и прозу, используя разговорный язык, с целью просвещения народа, критики жестокости правителей и борьбы с суевериями. Распространению их произведений способствовали ограниченные свободы, предоставляемые Конституционной монархией, а также быстро растущее число журналов и газет. Самыми известными из этих изданий были газеты «Молла Насруддин» и «Сур-и Исрафил», а пионерами юмора того периода считались поэты и писатели Али Акбар Деххода, Ашрафоддин Казвини, Ирадж Мирза, Мохаммад Али Афраште и другие.
Источник: Wikipedia
http://islamosfera.ru/yumor-v-persidskoj-literature/