Иранская или персидская философия является частью восточной философии и отличается богатой и древней историей. Крупномасштабные политические и социальные изменения, вызванные распространением учения ислама и его взаимодействие с древней иранской и греческой философией заложили основы широкого спектра школ мысли в регионе.

Двумя основными течениями в ранней исламской мысли являются калам (который в основном занимается богословскими вопросами) и фальсафа (которая основана на интерпретациях аристотелизма и неоплатонизма). К основным постисламским школам, созданным персидскими мыслителями, относятся авиценнизм, иллюминационизм и трансцендентальная теософия.

Авиценнизм был основан Ибн Синой (известным как Авиценна), персидским исламским философом XI века. К XII веку это учение стало ведущей школой исламской философии. Ибн Сина пытался примирить западный аристотелизм и неоплатонизм с исламской теологией, и его метафизика оказала большое влияние на западную схоластику и мыслителей, таких как Фома Аквинский. Ибн Сина инициировал полноценное исследование вопроса о бытии, в котором он различал махийат (сущность) и вуджуд (существование). Он предложил онтологический аргумент для существования Всевышнего как первопричины всех вещей и разработал свою собственную систему логики, которая заменила аристотелевскую в качестве доминирующей системы логики в исламском мире к XII веку.

Даже сегодня тексты раннего периода, особенно «Китаб аш-шифа» («Книга исцеления») и «аль-Ишарат ва-т-танбихат» («Указания и наставления») Ибн Сины, преподаются в традиционных медресе Ирана. Не освоив Ибн Сину, не рекомендуется углубляться в работы Сухраварди и Муллы Садра. Таким образом, точно так же, как авиценнизм предшествовал более поздним школам исламской философии, интеллектуально он стал первым этажом здания следующего периода развития исламской мысли в теоретических аспектах философии.

Иллюминационизм (ишракийа) – это школа исламской философии, основанная персидским суфием Шихаб ад-Дином Сухраварди (1155-1191). Она представляет собой сочетание ранней исламской философии Ибн Сины и древнеиранских философских дисциплин, переработанных Сухраварди в рамках своих инновационных и мистических идей, хотя этого мыслителя часто также описывают как находящегося под влиянием неоплатонизма.

Для иллюминационистов сущность важнее существования, а интуитивное знание важнее научного знания. Они используют понятие света, как следует из названия, как способ изучения связи между Всевышним (Светом Света) и Его творением, и признают физический мир как аспект божественного.

Трансцендентная теософия (аль-хикмат аль-мута’алийа) была разработана и усовершенствована Муллой Садром (Садр ад-Дином аш-Ширази) (1571-1640), выдающимся представителем иллюминационистской школы. Этот мыслитель обычно рассматривается иранцами как величайший философ Ирана. Как пишет Камаль Мухаммад, Мулла Садра приобрел «новое философское понимание природы реальности» и создал «важный переход от эссенциализма к экзистенциализму» в исламской философии за несколько столетий до того, как это произошло в западной философии.

https://islamosfera.ru/iranskaya-islamskaya-filosofiya-srednevekovya/