В Иране по сей день практикуется многовековая форма силовых тренировок, сочетающая легкую атлетику и религиозные ритуалы. «Дома силы» – учреждения, сохраняющие древнюю практику и приобщающие к этому интересному виду спорта современное поколение юношей.

Прогуливаясь по базару в иранском городе Шираз после окончания рабочего дня, вы услышите приглушенный барабанный бой, доносящийся из-под земли в темных рыночных переулках. Кажется, что он исходит из-за освещенной входной двери. Вслед за ритмичным гулом посетитель спускается по крутой лестнице, ведущей под землю, в ярко освещенное подвальное помещение.

Ударник, известный как моршед, что также является обозначением суфийского наставника, восседает на возвышении, ловко водя пальцами по рамочному барабану. Время от времени он выбрасывает вперед руку, чтобы ударить по одному из четырех колокольчиков, свисающих прямо перед ним. Он ударяет точно в такт, потому что под выкрашенным в белый цвет куполом цокольной крыши люди упражняются в такт этим ритмичным звукам.

На восьмиугольной арене дюжина мужчин отжимается, широко расставив ноги. Некоторые из них носят вышитые кожаные бриджи, у других бёдра обернуты свободной хлопчатобумажной тканью. Их руки сжимают длинные деревянные доски, которые они положили на пол перед собой. С каждым ударом спортсмены наклоняются к полу с прямой спиной, а затем снова поднимаются, морщась от напряжения.

Эти мужчины являются спортсменами зурхане – своего рода персидской гимнастики, возникшей в доисламском Иране. Название переводится как «дом силы», и это заведение с глубокими корнями в истории страны, сочетающее силовые тренировки с музыкой, классической поэзией, религиозной преданностью и особой формой спортивной этики.

Вы найдете зурхане в каждом городском центре Ирана: всего их около пятисот. Их обычно устраивают под землей, чтобы спортсмены могли спастись от жары и были надежно защищены от сквозняков. Мужчины зурхане в основном принадлежат к рабочему классу – это базарные торговцы, таксисты и почтальоны. Однако, зурхане – не просто место для занятий физкультурой, это социальный центр, где обсуждаются вопросы политики и экономики.

В зурхане упражнения традиционно выполняются на босу ногу и с обнаженным торсом, что символизирует отсутствие социальных различий и иерархий между спортсменами. Высокотехнологичные тренировочные майки всё же нашли свое место в современных мужских клубах, но чувство добродетельного братства все еще культивируется и передается следующему поколению.

Спортивная этика зурхане уходит своими корнями в представление о пахлеване – добродетельном герое персидской мифологии, олицетворяющем такие ценности, как скромность, справедливость, уважение к старшим, помощь слабым и беззащитным. Общины зурхане и сегодня серьезно относятся к своей ответственности перед обществом. Члены часто собирают средства для местных семей, попавших в тяжелые жизненные ситуации.

По мнению суфиев, пехлеваном по преимуществу является Имам Али, почитаемый не только как человек, передавший мистическое знание, но и за его храбрость и высокие этические стандарты. Помимо портрета Али, стены зурхане обычно увешаны фотографиями успешных спортсменов последних десятилетий. После разминки мужчины достают огромные деревянные булавы, которые могут весить до пятидесяти килограммов. Размахивание и вращение булавами считается особенно эффективной формой силовой тренировки, которая практикуется в каждом зурхане. В средние века это считалось частью физической подготовки солдат к войне.

Моршед иногда прерывает свою игру на барабанах, чтобы прочитать стихотворение из репертуара классической персидской поэзии – поэтов-мистиков Хафиза и Руми или национального эпического поэта Фирдоуси. После этого звучат салаваты, восхваляющие Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и его семейство, в то время как спортсмены останавливаются в благоговейном молчании, чтобы отдышаться. Затем идет следующая серия упражнений. Все делается в строгом церемониальном порядке, который сложился ещё в древности. Тем не менее, зурхане по-прежнему пользуются большой популярностью и в XXI веке, в немалой степени благодаря силе их социальной сплоченности.

Сегодня, подчеркивая исламский характер зурхане, иранское правительство пытается институционализировать этот вид спорта с помощью системы ассоциаций, чемпионатов и регистрации рекордов. В настоящее время существует даже Международная спортивная федерация Зурхане, перед которой стоит задача популяризации этого вида спорта за рубежом, особенно на Ближнем Востоке, в Южной Азии и Восточной Европе.

Традиция дома силы уже претерпела коренные изменения во времена шахов. Когда-то борьба была важным элементом этого спорта. Но с присоединением иранской борьбы к международным соревнованиям и подъемом популярности вольной борьбы она исчезла из зурхане. Иранцы считают, что они преуспевают в международных соревнованиях по борьбе именно благодаря своей традиции «дома силы».

Однако до сих пор остается неизменное социальное табу – участие женщин в церемониях зурхане. И это делает этот вид спорта последним в Иране, который еще не открыт для женщин-спортсменок. Стремясь попасть в эту дисциплину, иранские женщины в 2020 году запустили кампании в социальных сетях. Активистки получили поддержку со стороны известных спортсменов, таких как Хамидреза Корди – чемпиона мира по свингу в клубе зурхане. Он утверждал, что исключение женщин было одной из причин, по которой эта дисциплина до сих пор не была включена в Олимпийские игры.

 

https://vk.com/@islamosfera-iranskie-sportsmeny-zurhane-molitva-v-dome-sily