Не многие люди создают новый стиль в искусстве. А те, кто это делает, как правило, являются художниками, архитекторами и другими подобными деятелями. Аббас I, пришедший к власти в Иране в конце XVI в. и способствовавший культурному ренессансу страны, является одним из немногих исключений. Исфахан, ставший его столицей, называют одним из достижений этого правителя, пишет Марика Сардар.

Строительные проекты Аббаса I (1571-1629), прозванного Великим, поддержка культурной элиты, созданные по его приказу религиозные дары привели к появлению одной из величайших эпох в истории исламского искусства. Он стимулировал культурное взаимодействие и позволил расцвести тысяче цветов.

Источник: The Metropolitan Museum of Art

В 1597-1598 годах Аббас перенес в Исфахан столицу Сефевидов в рамках своего более масштабного плана по выведению страны из кризиса. Чтобы возродить экономику, правитель активизировал связи с иностранными торговцами и заключил коммерческие соглашения с несколькими европейскими странами. Он увеличил производство ковров и текстиля в государственных мастерских и поселил 300 китайских гончаров и их семьи в Иране, чтобы извлечь выгоду из моды на китайскую керамику. Затем шах переселил армян из города Джульфа, которые контролировали большую часть международной торговли шелком, в район Исфахана под названием Новая Джульфа и предоставил им монополию на экспорт этой ткани. Правитель также создал постоянную армию, которая остановила вторжения Моголов и османов и восстановила территорию страны.

Источник: The Metropolitan Museum of Art

Шах Аббас I укрепил имидж государства Сефевидов архитектурой своей новой столицы. По его приказу здесь была создана площадь Накш-э Джахан, окруженная четырьмя величественными сооружениями: входом на базар, который был расписан фресками, изображающими победы Аббаса, мечетью Шаха (1611-1666), мечетью Шейха Лотфоллы (1603-1619) и Али Капу, двухэтажным залом для аудиенций. Таким образом, в одном монументальном визуальном заявлении были объединены четыре основы государства Сефевидов – религия, торговля, вооруженные силы и власть шаха.

Источник: The Metropolitan Museum of Art

Жан Шарден, французский ювелир, путешествовавший по Ирану в 1664-1670 и в 1671-1677 годах, называет Исфахан «величайшим и прекраснейшим городом на всем Востоке». Он описал его население как смесь христиан, евреев, огнепоклонников, мусульман и торговцев со всего мира. Путешественник насчитал 162 мечети, 48 медресе, 1802 караван-сарая, 273 бани и 12 кладбищ. Одним из самых живописных кварталов он называет район возле Али Капу с садами, простирающимися до Чахар Баг, бульвара, вдоль которого были расположены парки, резиденции знати и дворцы правящей семьи.

Источник: The Metropolitan Museum of Art

Аббас также покровительствовал живописи и книжному делу. Роскошная «Шах-наме», изготовленная по его поручению, способствовала восстановлению дворцовых мастерских живописи, которые были в упадке во время двух его предшественников. При Шахе Аббасе творили такие выдающиеся художники, как Ага Реза, Садеги Бег, Реза Аббаси и Мир Имад.

После смерти Аббаса в 1629 году преемники не смогли сохранить его достижения. В государстве усилились центробежные тенденции, приобрели влияние такие города, как Шираз. Дни славы Исфахана подошли к концу в 1722 году, когда город был осажден одним из афганских племен, поднявших восстание против Сефевидов, и эта династия, по сути, потеряла власть.

https://vk.com/@islamosfera-kulturnyi-renessans-irana-pri-shahe-abbase-velikom