В прежние времена в Иране был популярен вид искусства, который можно описать как своего рода публичное чтение иллюстраций, напоминающее «чтение» книги с картинками. Этот художественный ритуал называется парде-хани. Проводится он таким образом: на большом холсте под названием “парде” показываются иллюстрации, а сказитель, которого именуют парде-хан, указывает на них палкой и рассказывает их историю. Представления нередко сопровождаются пением и музыкой.

Это был вид уличного искусства, выступления могли проходить в любом общественном месте – от сельской площади до городской кофейни. Каждое полотно состояло из нескольких частей под названием «меджлис», и у каждого меджлиса была своя история, которая также была частью основного сюжета.

История парде-хани восходит еще ко временам Персидской империи. Таким образом, оно является одной из старейших монодрам в Иране и одной из старейших драматических форм в мире. С приходом ислама это искусство превратилось в национально-религиозное представление и оказало влияние на развитие тазие (религиозной драмы в честь трагедии в Кербеле).

Большинство повествований парде-хани касалось жизнеописания Имама Хусейна или было взято из эпической поэмы «Шахнаме» Фирдоуси. Представление, посвященное имаму Хусейну, понималось как религиозный обряд и своего рода траур. Верующие считали, что посещение такого рода церемоний приносит благословение. Также были распространены истории о чудесных деяниях двенадцати имамов. Таким образом, показывая парде-хани, сказители стремились не только развлечь людей, но и воспитывать их и обучать.

Этот вид театра оказал непосредственное влияние на зародившийся в каджарскую эпоху стиль живописи, получивший название «живопись кофейни» (кахве-хане).

Парде-хани, глубоко интегрированное в культуру, традиции и религию Ирана, передаваясь из поколения в поколение, сохранилось до сих пор, хотя уже не так популярно, как раньше. И сейчас в дни религиозных праздников или в Мухаррам (месяц траура) можно увидеть такие представления. Исполняются они и на разного рода фестивалях.

Вместе с тем в Иране предпринимаются попытки осовременить это древнее искусство, модернизируя его. Отмечается, что, применяя различные методы выражения, которые исходят из различных художественных сред, оно обладает многими возможностями для вхождения в современные художественные контексты, в частности, в мультимедийное искусство. Театральные драматурги и режиссеры пытаются включать его элементы в свои работы.

http://islamosfera.ru/parde-xani-drevnejshij-vid-dramy-v-mire/