Мохаммад Мирзаи Чаикар, известный как царский открыватель чая, родился в 1865 году в городе Торбет-Хейдерие, он окончил политехнический институт и университет Сорбонна во Франции, в качестве генерала-консула Ирана в 1897 году он был отправлен в служебную командировку в Индию. Во времена Мозафереддин-шаха Каджара Мохаммад Мирзаи в качестве посла Ирана в Индии был первым иранцем, который благодаря своей смелости приступил к интегрированию способов выращивания чая и его потребления в Иране и мире. В результате огромной работы он смог открыть новые хорошие и сильные сорта чая путем скрещивания их друг с другом. Благодаря этому, его имя было вписано в историю Ирана большими буквами. Кроме того, благодаря благоприятным климатическим условиям он выбрал город Лахиджан для организации там чайных плантаций. Сегодня этот город является крупнейшим центром выращивания чайного листа в Иране. Могила царского открывателя превратилась в иранскую сокровищницу чая в Лахиджане. Мохаммад Мирзаи привез в Иран три тысячи саженцев чайного куста из ущелья «Кангараи», находящегося в индийском штате «Химачал Прадеш» и посадил их в районе города Лахиджан.

После воды чай сегодня является основным напитком для народов Ирана. Чай есть во всех домах, существуют разнообразные традиционные методы заваривания чая и множество церемоний чаепития. Сегодня чаепитие распространено на церемониях, праздниках и траурах, чай пьют в городах и селах, чайный напиток употребляют как оседлое население, так и население, ведущее кочевой образ жизни. Даже во время путешествий люди среди прочих вещей берут с собой принадлежности, необходимые для заваривания чая. Находящиеся во всех уголках Ирана кофейни и чайхане являются местом, где традиционно собираются люди. Такие места также являются центрами, где передается различная важная информация, пересказываются интересные произведения культуры, сказания, предания, рассказы и былины Ирана.

Помимо того, что чай является продукцией земледелия, употребление чая, то есть чаепитие превратилось в особый вид культуры. И эта культура в зависимости от климатических условий, культуры народов, большого разнообразия местных обычаев также характеризуется широким разнообразием в различных районах Ирана. Сегодня чая является неотъемлемой частью жизни всех иранских народов и народностей, на приемах и в гостях гостям предлагаю чай. На церемонии сватовства «когда невеста приносит чай» наступает первая возможность встречи лицом к лицу членов семьи жениха с невестой (конечно, постепенно это видоизменяется и выхолащивается, однако это еще распространено в некоторых районах Ирана).

Когда невеста приносит заваренный чай, она должна быть крайне внимательной и следить за тем, чтобы чай не разлился на подносе, потому что тогда для семьи жениха этот факт будет показателем того, что невесте характерна рассеянность и она незнакома с премудростями ведения домашнего хозяйства. Кроме того, цвет, вкус чая, наличие добавленных в чай ароматных веществ, форма стакана, использование блюдцев под стаканы или неиспользование их в церемонии чаепития, приготовление чая из воды, вскипяченной с помощью чайника или самовара, использование самовара на углях или работающего на газе или керосине, использование походных термосов и т.д. – все это имеет своего ценителя и потребителя.

Иранцы имеют множество традиций и обычаев для чаепития. В некоторых районах  страны, например среди  арабов, проживающих в провинции Хузестан, существует особая традиция чаепития. Например, у людей, принадлежащих к роду «сархе» и проживающих на западе города Шуш, считается необходимым заварить чай для гостя. Если к компании добавляется новый гость, то, несмотря на то, что уже заваренный чай является свежим, хозяин дома считает себя обязанным заварить новый чай в знак уважения к новому гостью. Если хозяин дома этого не сделает и предложит новому гостью чай, который был заварен для первого гостя, то это будет проявлением неуважения к новому гостю. Или, например, среди большинства родов арабского населения провинции Хузестан существует традиция, согласно которой, внутрь стакана не кладут ложку, ложку необходимо класть рядом со стаканом на блюдце. Если хозяин все же положит ложку внутрь стакана, то это будет считаться проявлением неуважения по отношению к гостью.

Кроме того, среди людей, принадлежащих к роду «ченане», живущих на юге Ирана, чай пьют крепко заваренным, и если хозяин предложит гостям слабо заваренный чай, то он столкнется с претензиями со стороны гостей. У тюркоязычных иранцев есть поговорка, которую они произносят каждый раз, когда им предлагают слабо заваренный чай, они говорят: «Побледнел, словно увидел сторожа!» Также, народы, проживающие на юге , соблюдают особые традиции для употребления «кофе». Приготовление кофе для гостей считается очень важным делом и к этому делу подходят очень серьезно. Приготовлением кофе для гостей всегда занимается человек, имеющий опыт. Он обязан одеть национальную одежду, которую обычно носят арабы, называемую «дашдаше». Он в обязательном порядке должен варить кофе в этой национальной одежде. Угощение происходит следующим образом. Ответственный за приготовление кофе в национальной одежде выходит с кофе к гостям и первым делом бросает взгляд на присутствующих. Если среди гостей присутствует сейид, прямой потомок пророка Мухаммеда, то соответственно ему первому он предлагает кофе, если среди гостей нет сейида, то начинает распределять кофе по принципу старшинства, если и это невозможно, то распределение кофе среди гостей он начнет с правой стороны.

Особое место в культуре чаепития в Иране занимает небольшой стеклянный стакан с узким горлышком. В Иране такой стакан называют стакан с узкой талией. При проектировании и изготовлении таких стаканов учитывались особые моменты, которые сами по себе вызывают определенный интерес: при помощи углубления в форме стакана человеку удобно держать стакан в руке. Также, такое углубление в виде узкой талии способствует тому, что чаинки, находящиеся в стакане, не могут переместиться через узкое горлышко, поэтому человек может пить чай уверенно, не боясь того, что вместе с чаем он выпьет также и чаинки. Кроме того, оставшиеся в таком стакане чаинки не попадут на ковер, если стакан упадет на пол или перевернется на столе.

В любом случае, чаепитие среди различных народов и народностей Ирана имеет свою особую культуру и традицию. Однако все народы Ирана придают важность церемонии чаепития, которая распространена в Иране уже более ста лет. Сегодня невозможно даже представить себе такого места в Иране, когда хозяин, встречая гостя, в качестве первого угощения не предложил бы ему чая. Сегодня с существованием разнообразия и распространенности различных форм чаепития в Иране чай занимает особое положение в обществе в виде приятного чаепития, «растянутой забастовки». И с этой точки зрения, чай невозможно сравнить ни с какими любыми другими холодными или горячими напитками.

 

Источник: https://www.tea-terra.ru/2014/10/11/18598/