В городском планировании исламского мира общественным баням (хамам) отводилась особая роль в связи со значением, придаваемым чистоте в исламе. Согласно хадису, «Чистота – половина веры». Вот почему в разные эпохи в Исфахане было возведено множество общественных бань. Как сообщает шевалье Жан Шарден, побывавший в Персии между 1673-1677 годами, их количество в городе превышало 273.

Расположение бань имело большое значение, поэтому старались строить их в центре кварталов рядом с базарами, мечетями и караван-сараями. Прибывая в город, караванщики первым делом посещали хаммамы, чтобы отмыться от пыли и узнать местные новости. А покидая его, они опять же, отправлялись в баню, чтобы свежими отправиться в путь.

Не было отдельных женских или мужских отделений – хаммамы использовались обоими полами в разное время. Бани имели две основные секции: сарбине (раздевалка) и гармхане (зал для горячих ванн). Сарбине содержались в чистоте, и здесь можно было совершить намаз. Здесь имелось место для вещей клиентов, после мытья предполагалось, что они заплатят чаевые остаду (служителю) за их хранение.

Под полом гармхане находился лабиринт тоннелей – по ним циркулировал горячий воздух от печей, согревающий помещение. В некоторых хаммамах были бассейны с водой разной температуры, а также трамплины для прыжков в воду.

Банщики, которых называют даллаками, всегда были готовы помочь клиентам совершить банные процедуры – растереть их тело шерстяной рукавицей со специальной смесью, включающей овечий жир и спинной мозг, почистить пятки пемзой, сделать массаж. Даллаки выполняли также роль брадобреев и парикмахеров, и посетители могли по желанию постричь волосы или бороду. Также в хаммамах предоставлялись услуги по кровопусканию. Здесь были и отделения для желающих покрасить хной волосы, ладони и подошвы, а также для тех, кому требовалось удалить с тела нежелательные волосы. В банях оказывали и медицинские услуги – в некоторых из них вправляли кости и совершали обрезание мальчиков.

Так как бани играли такую важную роль в общественной жизни, их всячески украшали. Стены оформляли изображениями бытовых сцен, охоты, сражений, каких-то исторических мест и зданий, а также астрологическими знаками и знаками зодиака.

К сожалению, до наших дней дошли только немногие из древних хаммамов Исфахана. Большинство из них, такие как Шах, Шах Задеган, Вазир, Кази, Шах (Шад) Али, Шейх Бахаи, Хосров Ага, Али Голи Ага, Джарчи, находятся в плохом состоянии. Предпринимаются попытки возродить их путем продажи частному сектору. Например, баня Шах Али таким образом была преобразована в софре-хане (традиционный ресторан). Вот некоторые из сохранившимся хаммамов.

 

Хамам Али Голи Ага

Источник: Apochi

Общественная баня Али Голи Ага, расположенная в районе Чахар Баг, является частью крупного комплекса, включающего базар, мечеть, караван-сарай, школу, зурхане (место для занятия традиционным персидским спортом варзеше-зурхане) и чарсуг (место в центре базара с четырьмя залами, каждый из которых вел в какую-то часть рынка). Она была построена в 1713 году Али Голи Агой, одним из евнухов шаха Солтана Хусейна, одного из правителей династии Сефевидов. Ее площадь составляет более 900 квадратных метров. Сейчас здание не используется по назначению, а сохраняется как часть культурного наследия эпохи Сефевидов и превращено в музей.

Хамам Джарчи

Источник: persiantourismguide.com

Хамам Джарчи расположен на улице Хакими и относится ко временам Сефевидов. Сейчас он превращен в ресторан. В 2003 году баня была внесена в список национальных памятников Ирана.

Хамам Шах Али

Баня Шаха Али была построена в эпоху Сефевидов и расположена на улице Абдорраззак, в районе Джамале. Она включена в список национальных памятников Ирана. Баня украшена прекрасной мозаичной плиткой с цветочными и анималистическими рисунками, которая одновременно защищала поверхности и создавала приятную и живописную атмосферу. После реставрации хаммам был превращен в ресторан.

Источник: Kianpour Boutique Hotel

Хамам Шейха Бахаи

Это самый известный среди древних хамамов Исфахана и один из самых красивых. Он расположен на аллее Шейха Бахаи на улице Абдорраззаг. Предания связывают строительство бани с ученым по имени Шейх Бахаи, прославившимся как математик, философ и архитектор. Но зашифрованная надпись над входным порталом указывает в качестве даты строительства 1654 год. Между тем Шейх Бахаи умер в 1621 году.

Что делает этот хамам особенным, так это система отопления, которая сформировала множество историй и мифов о нем. Согласно легендам, Шейх Бахаи спроектировал ее таким образом, чтобы вода в котле нагревалась только одной свечой. Сейчас система уже не работает, поэтому как происходил в действительности нагрев воды, точно не определить, но согласно наиболее правдоподобной теории, баня была связана системой керамических труб с общественными туалетами, и такие газы, как метан и оксиды серы, выделяющие при разложении человеческих отходов, поступали в систему нагрева, выступая в качестве топлива.

Источник: IMNA

Еще 20 лет назад хамам Шейха Бахаи использовался по назначению, но сейчас он закрыт на реставрационные работы. Власти еще не определили, каким будет назначение здания, но, как они заявляют, в любом случае это будет культурный объект. Насер Тахери, вице-президент по культурному наследию и туризму Исфахана, сказал: «Использование в культурных целях – лучшее решение в этом отношении. Это хаммам, а не обычное здание, и решение о нем должно быть принято в соответствии с его научным и историческим значением».

https://vk.com/@islamosfera-kofe-v-gaze-i-v-pechali-i-v-radosti