Седьмое и последнее искусство, упомянутое в четвертой книге «Канона врачебной науки» Ибн Сины, относится к теме «Зинна», то есть красоты. Раздел состоит из четырех статей, посвященных внешности и уходу за волосами и телом, а также кожным заболеваниям и их лечению. Кроме того, в нем обсуждаются такие темы, как ожирение и истощение и их профилактика.

Важно отметить, что Ибн Сина, давая свои рекомендации, не имел в виду улучшение внешнего вида людей как таковое. Он обсуждал все эти вопросы строго с медицинской точки зрения и ставил единственной целью исцеление от болезней, которые «портят внешний вид». Кроме того, его описания внешних симптомов призваны облегчить врачам решение медицинских проблем пациентов.

Первая статья раздела «Красота» посвящена волосам. При этом имеются в виду также борода, ресницы и брови. Ибн Сина пишет о мерах, которые необходимо предпринимать, чтобы предотвратить выпадение волос и бороды и обеспечить их обильный рост. Он приводит рекомендации о том, как сделать пряди гуще, мягче и длиннее, а также описывает методы придания им гладкой или вьющейся формы и их окрашивания. Все вопросы, касающиеся роста волос, их заболеваний и лечения, объясняются в соответствии с принятой в то время в медицине гуморальной теорией, согласно которой в теле человека текут четыре основные жидкости (гуморы): кровь, флегма (слизь), жёлтая жёлчь и чёрная жёлчь.

Например, рост волос зависит от субстанции (фактора), называемого «бухар-и духани» («дымный или сухой пар»), который является веществом (джавхар) волос. Редкие волосы и отсутствие бороды у детей и женщин объясняются тем, что у них «влажного пара» (абхир-и ратба) больше, чем «сухого». Здесь можно сравнить «сухой пар» с мужским гормоном (тестостероном), а «влажный пар» – с женским гормоном (эстрогеном). Таким образом, без каких-либо технических средств Ибн Сина объяснил свои наблюдения с помощью медицинских теорий того периода.

Источник: Muslim Heritage

После обсуждения причин дефицита волос, Ибн Сина переходит к рассмотрению лекарств, которые защищают и излечивают волосы. Принципы лечения при этом также основаны на гуморальной теории. Для защиты волос Ибн Сина предлагает использовать плоды и листья мирта, листья ладанника критского (Cistus creticus), эмблику, мурр-у сабир (средство, приготавливаемое путем получения концентрата из сока листьев алоэ), адиантум, дуб инфекторный. Также приводятся рецепты сложных лекарственных средств из этих растений.

Во второй статье раздела «Красота» Ибн Сина рассматривает кожу, ее характеристики и дает описание факторов, которые приводят к изменению ее цвета. Согласно ему, солнце, холод, ветер, старость, редкое мытье, употребление слишком большого количества соленой пищи, превращение крови в желчь (согласно гуморальной теории) – все это факторы, которые вызывают потемнение кожи. А ее бледность вызывают болезни, тревоги, голод, слишком активная интимная жизнь, сильные боли, жаркая погода, регулярный прием уксуса, потребление тмина в жидкой форме, геофагия и т.п. Ибн Сина утверждал, что геофагия блокирует кровеносные сосуды, следовательно, препятствуя попаданию крови к коже. Следует также упомянуть, что ученый наблюдал связь между геофагией и анемией. Этот отрывок чрезвычайно интересен с той точки зрения, что в нем мы видим описание геофагии – болезни, которая считается открытой и описанной в XX веке.

После Ибн Сина рассматривает средства, которые помогают сохранить цвет кожи, делая ее розоватой, чистой и сияющей. Согласно ему, некоторые продукты, такие как нут, яйца всмятку, мясной бульон, сладкий базилик и напиток, приготовленный из сладкого базилика и инжира, улучшают цвет кожи за счет выработки и увеличения количества крови. Сушеный инжир и другие спелые, но не перезрелые фрукты, в частности финики, полезны для улучшения цвета кожи выздоравливающих. Некоторые средства, такие как клевер и желе из алычи, улучшают цвет кожи за счет очищения крови. Другие вещества, такие как асафетида (ароматическая смола, которая вырабатывается растением Ферула вонючая), перец, гвоздика способствуют приливу крови к коже и расширяют сосуды, что также способствует улучшению цвета лица.

Источник: Muslim Heritage

Ибн Сина рассматривает и такие темы, как защита кожи от солнца и холода, лечение солнечного удара, оспин, описывает разные кожные заболевания и методы их лечения.

В четвертой статье раздела «Красота» изучаются темы, связанные с телом и конечностями. Ибн Сина исследует истощение, называя такие его причины, как отказ от употребления жирной пищи или чрезмерное употребление «мулаттиф» (смягчающей) пищи, такой как овощи, бульон, яичный желток, редис, горчица, печень, паштеты и т.д., недостаток энергии (кувват), содержащейся в указанной пище, ослабевание пищеварения, спленомегалия (увеличением селезенки), в результате которой селезенка оказывает давление на печень и последняя неэффективно перерабатывает пищу и т.п. Также, согласно ученому, к истощению может привести слишком сильное растворение пищи (касрат-и тахаллул): пища попадает в органы по назначению, но подвергается слишком сильному растворению. Это напоминает нам о процессах катаболизма и метаболизма. Как пишет Ибн Сина, истощение может развиться и в результате занятий тяжелыми видами спорта, беспокойства, забот и болезней, связанных с потреблением пищи.

Хотя в те времена избыточный вес считался желательным, Ибн Сина сделал наблюдения о вреде ожирения. Чтобы похудеть, великий врач советует людям соблюдать диету, принимать ванны и интенсивно заниматься спортом.

http://islamosfera.ru/krasota-uxod-za-volosami-i-telom-v-kanone-ibn-siny/