В Иране открыли исторический мавзолей Ильхана Олджейту для посещения благодаря улучшению ситуации с Covid-19 в стране. Об этом в субботу сообщили в Управлении ремесел, культурного наследия и туризма провинции Занджан.

Мавзолей Ильхана Олджейту был закрыт за последние месяцы из-за вспышки новой волны Covid-19 в Иране.

Мечеть и мавзолей Исмаила Кодабенде или Мавзолей Ильхана Олджейту — памятник сакральной архитектуры Ирана начала XIV века. Расположен в городе Сольтание провинции Занджан. Мавзолей Олдшейту вместе с городом Солтание был включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2005 году.

Падение персидской империи под ударами арабских войск привело к созданию новой, религиозной архитектуры в Иране, главными типами сооружений стали дворец и мечеть. Один из архитектурных стилей в исламской эпохе считается стиль "Азери" ("азербайджанский"). Он датируется XII-XVI веками, здания этого стиля отличаются впечатляющими размерам и использованием куполов большого диаметра. Одним из примеров этого стиля может служить мавзолей Исмаила Кодабенде в Тебризе.

Хан Олджейту стал сторонником шиизма и, чтобы завоевать расположение верующих, решил выстроить новую мечеть и мавзолей для шиитских святых. По плану хана сюда должны были перевезти останки шиитских святых, а мечеть планировалась как их новый мавзолей.

Новую мечеть поручили создать архитектору из города Тебриз Алишаку. Ходжи Алишак выполнил новое здание в виде высокого восьмиугольного объёма с куполом. Верхушка купола возвышалась над землей на высоте 52 м.

Здание построили с кирпича в период с 1307 по 1309 год; пристройки и отделка были закончены к 1313 году. Чтобы усилить декоративные свойства мечети, Ходжи Алишак даже минареты разместил на крыше верхнего яруса сооружения; всего минаретов — восемь. Сооружение имело три яруса. Первый ярус имел лишь небольшие входы и узкие окна на обнажённых поверхностях стен, напоминающие стены крепости. Напротив, наиболее декорированным и архитектурно разработанным был третий ярус, украшенный открытыми галереями по три арки на каждой стороне восьмиугольного сооружения. В центре каждой плоскости одна широкая арка, боковые — поменьше. Открытая галерея огибает сооружение по периметру. Гранчатые стены служили пилонами-фундаментами для восьми стройных минаретов. Такое их расположение было достаточно декоративным, но опасным в сейсмически неспокойном крае. Минареты были сильно повреждены во время ряда землетрясений.

Подняться на открытую галерею позволяли ступеньки, скрытые в двух гранчатих пристройках к мечети, увеличивающих её фасад. Сооружение венчал величественный шлемовидный купол, украшенный синими изразцами.

Поскольку мавзолей Олджейту был одним из самых значительных сооружений своего времени, он стал источником вдохновения для многих других строений, как внутри, так и за пределами культуры Ильханидов. Отличительные черты комплекса были позже обнаружены на многих других памятниках, в частности сооружение минаретов над порталом. Эта тенденция началась в сельджукский период, а затем стала распространённой для архитектуры Ильханидов.

https://ru.irna.ir/news/84490703/%D0%9C%D0%B0%D0%B2%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B9-%D0%98%D0%BB%D1%8C%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B0-%D0%9E%D0%BB%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D0%B9%D1%82%D1%83-%D0%B2-%D0%98%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5-%D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D0%BB%D1%81%D1%8F-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2