Ранние мечети Ирана подразделялись на два типа: арабский (базиликальный) и местный. Мечети арабского типа во многом схожи с монументальными сооружениями Древней Персии. Такова мечеть Тарикхане в Дамгане (775 г.). Ей, как и другим мечетям этого типа, присущи массивные стены, перекрытия на мощных столбах-пилонах, тяжелые арочные своды. Однако в последующие времена арабский тип был вытеснен четырехайванной конструкцией, широко применяемой как в гражданском, так и в культовом строительстве.

Мечеть Тарикхане в Дамгане

Местный тип мечети сформировался па основе архитектурных принципов доисламских храмов, в планировочной основе которых лежал квадрат из стен, перекрытый монастырским сводом. Часто мечеть местного типа служила исходным звеном при возведении соборных мечетей, например Соборной мечети в Исфахане. Независимо от планировки мечетей, у северного их угла ставились минареты. В XI в. минареты иранских мечетей приобретают характерную форму высокой круглой башни.

Особую страницу средневекового иранского зодчества вообще и рассматриваемого периода в частности составило строительство мавзолеев. Ранние мавзолеи были башенного типа, круглыми или звездообразными в плане. В мавзолее в Гомбfде-Кабусе (1006 г.) десять прямоугольных ребер выступают из стены, упираясь вверху в покатый обрез шатрового купола. Монументальность форм подчеркивают размеры башни: ее высота над поверхностью земли - 50, а заглубление - 10 м, внешний диаметр основания башни - 14,6, а внутренний - 9,97 м. Башня выложена из специально сформованного обожженного кирпича, очевидно, без применения строительных лесов.

Гомбад Кавус

В более поздний период в Иране утвердился купольный тип мавзолея. Архитектура XIII-XV вв. В 1256 г. в Иран с востока вторглись войска кочевников под предводительством внука Чингисхана - Хулагу. Образовалось государство династии Хулагуидов.

В первой половине XIV в. Хулагуиды уступают место Музаффаридам. С 1393 г. Иран входит во владения Тимура и до 1499 г. остается одной из провинций государства Тимуридов. В архитектуре XIII-XV вв. продолжалась эволюция раннесредневековых достижений зодчества.

В качестве перекрытий по-прежнему использовались плоские и нервюрные своды, купола на тромпах и на парусах. Иногда применялись сталактитовые паруса. Кроме традиционного арочного свода, применялась двойная оболочка купола, что позволяло перекрывать большие пролеты зданий. Комплексы обычно объединяли несколько зданий различных архитектурных типов. Так, Соборная мечеть в Исфахане включала множество разнотипных зданий, сооруженных на протяжении веков.

Соборная мечеть в Исфахане

Ее строительство началось еще в XI в. с небольшой постройки-киоска Гомбеде-Хаки (1089 г.), которая в последующем органически вписалась в огромный ансамбль зданий четырехайванной Соборной мечети. Общая длина мечети составляет 170 м, ширина - 140 м. Айваны со стороны двора украшены порталами, дополненными двумя круглыми минаретами. В Соборной мечети Исфахана воплотились лучшие черты как домонгольской, так и архитектуры XIII-XV вв.- изысканность форм и декоративность убранства.

Блестящие, поединичные произведения иранской архитектуры появляются при Тимуридах, политическими центрами которых были Самарканд в Средней Азии и Герат в Афганистане. В XV в. славилось имя зодчего Кавамоддина Ширази, создавшего выдающиеся памятники зодчества не только в Иране, но также в Средней Азии и Афганистане. Одна из наиболее известных работ Кавамоддина Ширази - мечеть Гаухаршад в Мешхеде (1405-1418 гг.). Вершиной творчества Кавамоддина были ансамбли Герата. Одно из его последних творений - медресе в Харгирде, построенное в 1440 г.

Мечеть Гаухаршад в Мешхеде

 

https://mor77.livejournal.com/548888.html