Лендж – это небольшие суда, строительство которых можно назвать одной из старейших отраслей промышленности на юге Ирана, восходящей к периоду династии Афшаров.

Исторически эти суда были парусными и вёсельными, но сейчас на них устанавливают двигатели. Жители северного побережья Персидского залива использовали их для морских путешествий, торговли, ловли жемчуга и рыбалки. В прошлом они совершали на них плавания в Мумбаи, Басру, к восточному побережью Африки и Танзании.

Как и многие другие профессии в прошлом, навыки создания лендж передавались от отца к сыну. Интересно, что изготавливали их без всяких чертежей и планов – весь процесс строительства передавался опытным путем. Традиционные лендж делали из местных деревьев, древесина которых устойчива к влаге, а также высококачественной индийской древесины, которая использовалась для корпусов. У каждого судна было свое имя, например, Самах, Сама, Хори и другие.

Ранее основными центрами строительства ленджей были порты Конг, Ленге и исторический порт Лафт (на острове Кешм). Большинство современных ленджей построено в городах Кешм, Калган, Даргахан, Рамча, Лафт, Дулаб и Гуран.

С ленджом связан целый пласт культурного наследия Ирана, в том числе устные предания, проведение праздников, техника мореплавания и ориентация на море, особая морская терминология, методы прогнозирования погоды. Такие знания передавались из поколения в поколение. Во время работы моряки пели специальные песни, которые характеризуются особой мелодией и ритмом, что является неотъемлемой частью мореплавания и устного народного творчества жителей региона. Иранские мореплаватели могли определить местонахождение судна в соответствии с положением солнца, луны и звезд; они использовали специальные формулы для расчета широты и долготы, а также глубины воды. Каждому ветру было присвоено название, которое наряду с цветом воды или высотой волн использовалось для прогнозирования погоды.

В 2011 году методы строительства традиционных деревянных судов лендж, методы мореплавания, особенности диалекта морской тематики, деления персидского компаса, названия портов и островов зарегистрированы в списке нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, нуждающегося в срочной охране. Как сообщается на сайте этой организации, необходимость такого шага обусловлена тем, что в настоящее время сообщество владеющих навыками строительства лендж невелико и в основном состоит из пожилых людей. И занимаются они по большей части не изготовлением новых судов, а ремонтом старых. Деревянные детали заменяются более дешевыми деталями из стекловолокна. Философия, ритуальные основы, культура и традиционные знания, связанные с мореплаванием в Персидском заливе, постепенно исчезают, хотя некоторые из восходящих к ним церемоний продолжают практиковаться в некоторых местах. Вместе с этим в Иране предпринимаются и довольно многообещающие инициативы по сохранению этого наследия посредством практики устойчивого туризма (как национального, так и международного).

https://vk.com/@islamosfera-iranskie-suda-lendzh-i-svyazannye-s-nimi-tradicii