Ардебиль - это город, полный захватывающих достопримечательностей, лучшим примером которых является храм Шейха Сефи ад-Дина Ардебили. Шейх Сефи ад-Дин -  основатель исламского суфийско-дервишского ордена и представитель династии Сефевидов. Он также поэт, у которого много стихотворений на азербайджанском языке. Он родился в 1252 году и умер в 1334 в возрасте  85 лет. Его родной город был выбран его местом захоронения, а затем  был построен сам мавзолей. В нем помимо могилы шейха Сефи ад-Дина находится могилы Шах Исмаил I и его жены.

Во время исламского завоевания Ардебиль был самым большим городом Ирана и являлся таким вплоть до монгольского нашествия. Район Ардебиля принадлежал шейхам Сефевидам, а город Ардебиль был их родовым владением. Шейха Сефи ад-Дина, так же как его учителя Захиди, считали святым, приписывали им множество чудес и материально всячески поддерживали. Если в начале организации ордена у шейха Сефиаддина был небольшой участок земли, то к концу жизни в его собственности уже находилось свыше 20 селений, подаренных ему разными феодалами. Здание мавзолея построил сын шейха Сефи ад-Дина — Садр ад-Дин шейх Муса, после смерти отца в 1334 году[4]. Позднее, в период с конца XVI до начала XVIII века включительно во время правления династии Сефевидов комплекс претерпевал множество изменений. Постепенно возводились новые пристройки, создавались новые помещения. Путь, ведущий к святилищу шейха, разделён на 7 сегментов, отражающих семь этапов суфийского мистицизма, и разделён 8 воротами, символизирующими восемь положений суфизма.

Ныне здание мавзолея имеет в высоту 17 метров и представляет собой круглую, куполообразную башню. Внешняя сторона стен и купол отделаны цветной плиткой различных оттенков. Строители комплекса смогли рационально использовать большую часть ограниченного пространства, разместив там библиотеку, мечеть, школу, мавзолей, водный резервуар, госпиталь, кухни, булочную и рабочие помещения. Богато украшенные фасады и интерьеры являют собой редчайший образец средневековой исламской архитектуры.

Окончательный вид комплекс приобрел в 16 веке, в период правления шаха Тахмасба I, но реконструкция и строительство этого центра шло непрерывно, начиная с захоронения здесь шейха Сефи ад-Дина Ардебили в 1334 году. Дорожка сада ведет к малому двору, плавно переходящему в большой двор. Портал прохода из сада в малый двор, построен в 1648 году, оформлен в традиционно иранском стиле. Свод арки нишей облицован цветной глазурью. Пара каменных скамей под аркой ворот и облицовка стен алебастром. По верху панелей над скамьями бордюр орнаментов и арабские письмена.

Гробница шейха Сефи ад-Дина Ардебили, это первое, что мы видим от калитки. Кругло-купольная цилиндрическая башня, вытянутых вверх пропорций, украшенная узорчатым орнаментом. Это, главная постройка, вокруг которой и сформировался мавзолейный комплекс.

Во внешней облицовке мавзолея использован поливной кирпич с голубой глазурью различных оттенков. Здание относится к числу первых построек, где цветное убранство стало применяется на стенах снаружи здания. Появились новые технические приемы: узорная кладка из глазурованных и неглазурованных кирпичей, резная керамическая мозаика, украшение стены плитками расписной майолики и т.д.

Рисунок на теле цилиндрической башни, на первый взгляд паркетными квадратами, многократно выписывает слово «Аллах, Аллах» особым шрифтом «Куфи». Буквы прямые с четкими угловатыми очертаниями. Это один из ранних и наиболее используемых в средние века почерков.

Арабская каллиграфия двинулась дальше, породив множество разнообразных почерков, обслуживая помимо религиозных так же торговые и государственные задачи великой империи. Но куфическая вязь, а точнее ее квадратная форма так и осталась на положении сакрального письма, предназначенного для написания только самых высоких имен и образов. Даже сегодня современные каллиграфы продолжают соблюдать это правило — квадратным «Куфи», только самое самое.

Объединяющим местом комплекса является большая площадь внутреннего двора, с двенадцати лепестковой ванной фонтана в центре.

Дом фарфора был построен шахом Абасом для размещения своей коллекции китайского фарфора, которая в дальнейшем стала принадлежностью комплекса. В коллекции собирался китайский фарфор с росписью кобальтом. Начало основания коллекции было положено в 1611 году при Аббасе I.

Часть коллекции добыта в военных походах, некоторые изделия заказывались в Китае, а основу коллекции составляли фарфоровые изделия, подаренные императором Китая шаху Аббасу II по случаю восстановления Великого Шелкового пути. Все стены заняты полками и шкафами. Выше панелей, до самого купола, фигурными сотами прилепились 1256 ниш и нишок. В каждой ячейке была фарфоровая посуда, фарфоровые изделия, футляры, шкатулки или книга.