Первый персональный музей художницы,посвященный художнице – Монир Шахруди Фарманфармаян
В Иране открылся первый персональный музей, посвященный художнице – Монир Шахруди Фарманфармаян, которая получила широкое международное признание,на протяжении десятилетий работы за рубежом, сообщает Guardian. Примечательно, что женщина пожертвовала свои работы Тегеранскому университету на условиях вакфа – исламского института передачи собственности на религиозные или благотворительные цели.
90-летняя художница и специалист по иранскому искусству, друг знаменитых американских художников Энди Уорхола, Джексона Поллока и Виллема де Кунинга, провела свою первую персональную выставку в США в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке в 2015 году.
Музей Монир открылся в Тегеране в историческом садовом парке Негарестан и содержит 51 работу, в том числе ее зеркальную мозаику, абстрактные монотипии и целые стеклянные картины, вдохновленные геометрическими узорами классической иранской архитектуры, лучшие образцы которых можно видеть в старинных мечетях этой страны.
Многие работы Фарманфармян были конфискованы и уничтожены после Исламской революции 1979 года. Большую часть своей карьеры она провела в США, вернувшись на родину только в 2004 году.
Все экспонируемые в музее экспонаты недавно были переданы Фарманфармаян в качестве постоянной коллекции в дар Тегеранскому университету.
”Все мое вдохновение пришло из Ирана, это всегда была моя первая любовь”, – сказала Фарманфармян накануне открытия музея. ”Все, что я видела и чувствовала, когда путешествовала по пустыням и горам в годы своей молодости, теперь отражено в моем искусстве”.
Фарманфармян сказала, что подарила свои работы, потому что хотела почтить память своего покойного мужа Абольбашара Фарманфармаяна”. Он был профессором права в Тегеранском университете, и поэтому я подарила им 51 произведение – этот музей теперь является первым музеем женщины-художницы в Иране”, – сказала она.
Ее работы, некоторые из которых были приобретены Метрополитен-музеем и Тейт Модерн, сочетают в себе сложные геометрические узоры, присутствующие в традиционном персидском искусстве, с современным западным абстракционизмом и экспрессионизмом.
Ведущий иранский искусствовед Шива Балаги сказала, что открытие музея стало “по-настоящему историческим моментом”.
“Это дань уважения к одному из самых важных художников, живущих сегодня”, – сказала она. Этот музей действительно становится окном в иранский модерн, показывая, как Монир соединила абстракцию с исламской геометрией, чтобы создать уникальную форму иранского искусства.”
Балаги сказала, что возвращение художника в Иран стимулировало ее творчество. “Монир назвала это своими “изящными сумерками”, но, на самом деле, это было самое продуктивное и успешное время для нее как художника”.
В документальном фильме Бахмана Киаростами 2014 года под названием “Монир” Фарманфармян сказала, что ее работы “ничем не отличаются от иранской архитектуры … начинаясь с треугольника, а затем двигаясь к 10-стороннему многоугольнику. Поэтому я хочу показать бесконечные возможности создания новых форм из этих геометрических форм”.
Киаростами сказала, что место нового музея, расположившегося в дворцовом комплексе эпохи Каджаров, было выбрано удачно, потому что “многие из ее зеркальных работ напоминают об эпохе династий Каджаров и Сефевидов, когда эти виды зеркальных работ использовались регулярно”.
В последние годы Иран начал принимать ранее эмигрировавших художников, многие из которых жили за рубежом, в том числе обосновавшихся Нью-Йорке Ширин Нешат и Парвиза Танаволи.
Танаволи, который был пионером школы искусств Саккахане, неотрадиционалистского движения и одним из самых ранних художников иранского модернизма, провел выставку в начале этого года в Тегеранском музее современного искусства.