Для иранцев ковры ручной работы – это не только искусство, иллюстрирующее историю страны, но и способ рассказать о страсти, любви, мистике, красоте жизни. Однако непревзойдённые рукотворные ковры Исфахана – совершенно другая история. Эти ковры, сотканные по древней технологии, невероятно изящны и красивы, и напоминают великолепные ковры эпохи Сефевидов. В прошлом узоры ковров разрабатывались художниками, например, Кемаль-ад-Дин Бехзадом. И сейчас эти старинные узоры вдохновляют создателей современных ковров. В плетении ковров используется асимметричный персидский узел. Мастера ткут их таким образом, чтобы на квадратный дюйм приходилось не менее 120 узлов. Шерстяные и шёлковые исфаханские ковры насчитывают от 500 до 700 узелков на один квадратный дюйм. Цена изделия зависит от плотности его узлов (KPSI): чем больше узлов, тем дороже ковёр. Любопытно, что в период распространения ткачества, в Исфахане хлопок пряли вручную с помощью веретена, поэтому в Исфахане основу старинного ковра ручной работы составляли пряденные вручную хлопковые нити. Это приводило к тому, что толщина пряжи не везде была одинаковой: где-то она была тоньше, а где-то толще. Эта неравномерность не только не считается дефектом, но и делает ковер ручной работы более интересным. Стандартный размер исфаханского ковра 5 на 7 футов или меньше, но ткутся ковры и большего размера. Узоры рукотворных ковров Исфахана были написаны пером в 16 веке. В основе их лежат другие известные виды искусства того времени: каллиграфия, переплётное дело, создание изразцов и, конечно же, поэзия. Город Исфахан с его богатой архитектурой (мечети, дворцы, мосты), а также изящные изделия ручной работы, красивые ткани – всё вдохновляет мастеров ковроткачества с древности до наших дней. Тонкие и сложные узоры с растительным орнаментом добавляют коврам Исфахана элегантности. Вазы, сцены охоты, исламские мотивы, вензеля, спирали и арабески – всё это классические элементы в узоре ковров. Внутри арабесок можно встретить и другие элементы, которые, как правило, заканчиваются в центре другого мотива, например, дерева. Такие элементы встречаются на коврах, сотканных в городах Наин, Ардебиль и Исфахан. Исфаханский ковёр ткут из нитей красного, голубого и тёмно-синего оттенков, а фон ковра цвета слоновой кости. В более современных коврах (созданных после Второй мировой войны) часто используются красный, голубой и цвет слоновой кости. Одна из особенностей исфаханских ковров ручной работы заключается в изображении Иранского флага на узком поле сверху. Также рядом с флагом часто красуется имя мастера, соткавшего ковёр. Многие до сих пор чтут память мастера Мохаммада Сирафиана – одного из великих ткачей и дизайнеров иранских ковров ручной работы. Он был основоположником таких элементов, как «Цветок и соловей» и «Купол». Сирафиан занимался дизайном и ткачеством ковров с 18 лет, и за эти годы смог создать множество прекрасных работ, в том числе ковер пять на пять метров, украшенный разноцветными растительными орнаментами, цвета которых останутся неизменными на протяжении веков, несмотря на воздействие солнечного света. Купол мечети шейха Лотфоллы́ был впервые изображён на ковре этим мастером, а после стал одним из характерных узоров исфаханских ковров. Больше всего Сирафиана интересовало исполнение живых цветов. Он особенно отличился в создании и исполнении орнамента Лачак-Торандж (Лачак – изображение треугольников, обрамляющих основное поле ковра по его углам; Торандж – изображение медальонов различной формы в центре изделия) и арабесок. «Я соткал этот ковёр с единственной целью – чтобы иранцы гордились тем, что они иранцы, – сказал Сирафиан о ковре, преподнесённом в дар Организации Объединенных Наций, – На протяжении всей своей жизни я старался предлагать клиентам лучшие изделия. Разместив в ООН ковёр, на котором вытканы стихи Саади, мы смогли показать миру альтруизм и дружелюбие иранского народа». Многие из его творений сейчас украшают музеи, частные коллекции и дворцы по всему миру.