Эта рукопись, которая была изготовлена в Герате и сейчас хранится в Британской библиотеке, содержит одни из лучших произведений живописи конца XV века. Великолепный цвет и тщательно выполненные иллюстрации сразу поражают зрителя, в то время как глубина и сложность их смысла бесконечно завораживают, сообщает сайт Британской библиотеки.

К сожалению, в рукописи нет колофона, поэтому нельзя точно узнать дату и место ее создания. Однако на миниатюре, изображающей прибытие Хосрова во дворец Ширин, на одной из арок имеется надпись, гласящая: «Подготовлено для библиотеки великого эмира, справедливого, отважнейшего Амира Али Фарси Барласа, да продлится его правление до дня воскресения». Мирза Ахмадали Фарси Барлас упоминается императором Бабуром в его мемуарах как эмир правившего Гератом с 1469 по 1506 год султана Хусейна Байкары из династии Тимуридов. На другой миниатюре в надписи на арке окна указан 900 год по хиджре (1494/95). Все это наводит на мысль о том, что рукопись была создана в это время в Герате.

Источник: Британская библиотека

Известно, что позже она попала в Индию в библиотеку султана Акбара и, без сомнения, была одной из самых ценных рукописей в его коллекции. У Моголов была своя классификация книг в соответствии с их значимостью и содержанием. Эта рукопись была классифицирована как «избранная» (хасса) и «первейшая» (авваль авваль). Такой высокий статус был обусловлен, главным образом, ее оформлением и иллюстрациями, которые включают миниатюры Бехзада, признаваемого крупнейшим из мастеров Гератской школы миниатюры и всего Востока. Известно только пять других рукописей, получивших такую же оценку.

Интересной эту «Хамсу» Низами делает и наличие в ней заметок, сделанных руками сразу двух императоров Великих Моголов – Джахангира и Шах-Джахана. В надписи Джахангира, созданной всего через несколько недель после его восшествия на престол, сообщается, что в рукописи имеется шестнадцать миниатюр работы Бехзада, пять – работы Мирака, и одна – работы Абд ар-Раззака.

Источник: Британская библиотека

Миниатюры в рукописи поражают вниманием к деталям.

 

Например, на иллюстрации притчи «Харун ар-Рашид и цирюльник» из «Махзан аль-Асрар» («Сокровищница тайн»), первой из пяти книг «Хамсы», художник изобразил даже сажу на стене возле лампы. Темно-коричневые плитки на полу, очевидно, не покрыты глазурью, поэтому даже намокнув, они не скользят. Предполагается, что эта миниатюра создана Бехзадом.

Источник: Британская библиотека

Иллюстрация «Мирадж», на которой изображен Пророк Мухаммад, возносящийся в небеса на спине Бурака, возможно, является работой Мирака. В ней привлекают внимание реалистичные детали. Пророк с удивлением оглядывается по сторонам, а на территории Запретной мечети находятся две человеческие фигурки, такие крошечные, что зрителю кажется, что он смотрит на них с огромной высоты.

Источник: Британская библиотека

Эта великолепная рукопись явно опирается на таланты художников придворной мастерской, но в ней нет имени султана Хусейна Байкары, правившего Гератом с 1469 по 1506 год. Тем не менее, не вызывает сомнений, что именно этот султан изображен в образе Искандара (Александр Македонский) на иллюстрациях «Искандар с семью мудрецами» и «Искандар, навещающий мудреца в пещере». На первой он представлен как идеальный правитель, окруженный философами, а на второй показан проявляющим уважение к святому человеку.

Источник: Британская библиотека

Источник: Британская библиотека

http://islamosfera.ru/rukopis-xamsy-nizami-shedevr-epoxi-timuridov/