В шиитской традиции имамзаде обычно называют сыновей и внуков имамов из числа потомков Пророка Мухаммада (мир ему). Но со временем этим словом стали называть их могилы и гробницы в Иране, Пакистане и Индии.

Переселение потомков имамов Хасана и Хусейна (да будет доволен им Аллах) из Хиджаза и Ирака на восток, в том числе в Иран, относится к периоду Омейядов и особенно Хаджаджа ибн Юсуфа, омейядского полководца, прославившегося своими жестокими способами утверждения порядка. Весьма вероятно, что их первыми местами размещения в Иране были Кум, Абе и Кашан. После того, как аббасидский халиф Мамун назначил Али Резу, потомка Пророка (мир ему) в седьмом колене, своим наследником, многие другие сеиды, уехавшие в Иран, особенно братья этого имама, разъехались по региону после его смерти. Когда в Табаристане, территории на южном побережье Каспийского моря, входящей сейчас в состав Ирана, в IX в. было создано государство зейдитов, многие сеиды предпочли уехать туда. После смерти потомков Пророка (мир ему) хоронили там, где они жили, за исключением тех, кто был похоронен около гробниц великих имамов, особенно в таких местах, как Наджаф, Кербела и Мешхед. По этой причине почти во всех частях Ирана имеется множество гробниц, которые называются имамзаде и приписываются потомкам имамов. Особенно много их на севере.

Среди шиитов с давних времен сохраняется традиция при посещении могил имамзаде проявлять такое же уважение, как при посещении гробниц имамов. Такое посещение считается рекомендуемым действием, и существуют некоторые правила, которые следует соблюдать при этом. Создавались специальные книги, касающиеся паломничества к имамзаде, которые назывались «зиярат-наме». Хотя такие посещения обычно можно совершать в любое время, некоторые принято делать только в определенный сезон. Личные вещи многих имамзаде хранятся как священные реликвии.

Могилы некоторых имамзаде, которым приписывают чудеса, также использовались как места убежища, подобно мечетям. Имамзаде Шаха Абдулазима недалеко от Тегерана в конце XIX – начале XX века было убежищем для тех, кто протестовал против политики администрации Каджаров. Джамалуддин аль-Афгани, который укрылся в ней в 1891 году и пробыл здесь семь месяцев, позже был изгнан из Ирана.

Для покрытия расходов на содержание имамзаде и их ремонта в стране были созданы многочисленные вакфы (благотворительные фонды). В своем большинстве они получают доход от помощи и пожертвований посетителей. Общий надзор над такими гробницами возлагается на Управление вакфов Ирана.

Хотя биографии некоторых людей, похороненных в имамзаде, известны, сведения о многих носят сомнительный характер или не сохранились совсем. Заявляется, что после революции 1979 года в Иране число гробниц потомков имамов увеличилось как минимум в семь раз, еще 9 лет назад Управление вакфов определяло их число как 11 тысяч. В связи с этим нередко поднимается вопрос, принадлежат ли они все потомкам Пророка (мир ему) в действительности. Известно, что некоторые из имамзаде на самом деле являются могилами людей, не связанных с имамами по происхождению, но считающихся святыми. Например, могила шейха Ахмада аль-Газали, брата прославленного ученого Имама аль-Газали, в Казвине почитается как имамзаде.

Маджид Маджиди, делясь воспоминаниями о том, как создавался фильм «Цвет Рая», рассказывал, что во время съемок в одном из сел на севере Ирана им пришлось построить импровизированное имамзаде. Сарафанное радио объявило ее настоящей могилой, и к ней начали стекаться толпы посетителей.

Управление вакфов заявляет, что борется с такими явлениями.

http://islamosfera.ru/imamzade-irana-tysyachi-grobnic-po-vsej-strane/