В Иране проживает около 25 тысяч приверженцев зороастризма. Действуют атешкаде — зороастрийские храмы, передаются традиции, отмечаются праздники. Некоторые даже на национальном уровне. Что мы знаем об этих праздниках? И какие из них отмечаются зороастрийцами испокон веков и до сих пор? «Иран сегодня» рассказывает о самых значимых.

Зороастрийки из Йезда / источник фото: mehrnews.com

 

Шесть сезонных праздников-гаханбаров

Ахура-Мазда создал мир в течение шести дней. Чтобы поблагодарить своего бога, древние зороастрийцы шесть раз в год проводили пятидневные праздники-фестивали, которые назывались «гаханбары». Они формировали персидский год, который начинался в день весеннего равноденствия.

Последние пять дней в году зороастрийцы посвящали воздаянию почестей ушедшим в загробный мир душам предков. Затем наступал Ноуруз, который ассоциировался с победой справедливости и началом новой жизни.

Зороастрийцы Исфахана отмечают один из гахамбаров / источник фото: berasad.com

Отмечать гаханбары было необходимо. К ним также тщательно готовились, как и к Ноурузу: наводили чистоту в домах, шили новую одежду, готовили много еды, которой потом делились друг с другом. Работать во время фестивалей запрещалось. Люди молились, танцевали, пели песни и читали стихи. Современные зороастрийцы празднуют гаханбары, но не с таким размахом, как при Ахеменидах.

 

Ноуруз

Хотя Ноуруз имеет зороастрийские корни, в Иране его празднуют люди самых разных религий. Для зороастрийцев этот день значит всеобщее возрождение: не только природы, но и человека, жизни, отношений, дома. Об истории появления праздника и его традициях подробнее можно прочитать здесь.

Женщина с изображением пророка Заратуштры / источник фото: cloob.com

На шестой день первого месяца нового года зороастрийцы справляют день рождения пророка Зороастра. Согласно преданию, он родился в то время, когда расцветали растения, зеленела трава и воды обильно текли из источников.

 

Мехреган

Этот праздник связан с божеством Митрой, который олицетворяет бесконечный свет, добро, радость и согласие. Мехреган также известен, как фестиваль осени. Отмечается он в сентябре-октябре. Во времена Сасанидской империи Мехреган имел такое же значение, как и Ноуруз. С веками величие праздника угасло, но все равно зороастрийцы пытаются сохранить эту традицию.

К празднику украшают стол. Главными элементами считаются майоран, копия Хорде Авесты, священной книги зороастрийцев, розовая вода, орехи, сладости и цветы. На столе расставляют фрукты и овощи, обязательно надо положить гранаты и яблоки. Кладут несколько серебряных монеток и семян лотоса в емкость с водой и экстрактом майорана. На столе также присутствуют свечи. В начале праздника члены семьи читают молитву перед зеркалом, а вечером запускают салюты.

Украшение стола по случаю праздника Мехреган / источник фото: anarpress.ir

 

Шаб-е Ялда, или Челле 

Если Ноуруз — это праздник наступления весны, который отмечается в день весеннего равноденствия, то шаб-е Ялда означает приход зимы и совпадает с днем зимнего солнцестояния. Ночь Ялда считается самой неблагоприятной в году. В эту ночь, по мнению зороастрийцев, силы зла наиболее опасны. Праздник отмечают ночью и обычно в доме самого старшего родственника. Главными блюдами считаются гранаты, арбузы и ореховая смесь аджиль. Всю ночь люди разговаривают или гадают на сборнике стихотворений Хафиза. С приходом рассвета силы добра вновь побеждают зло. После этого праздника ночь постепенно становится короче, а продолжительность дня увеличивается.

 

Саде

Каждый год зороастрийцы отмечают праздник Саде, в ознаменование того, что до весны осталось совсем недолго. Празднуют его за 50 дней до Ноуруза. Название праздника переводится как «сто». Это значит, что со дня окончания лета прошло сто дней и ночей.

Саде в Йезде / источник фото: mehrnews.com

В этот день принято жечь костры на улице, восхваляя огонь. Прежде чем разжечь костер зороастрийские священнослужители читают молитвы и отрывки из Авесты. По традиции, они облачены в белую одежду как символ чистоты и непорочности. Яркие костры означают победу света над силами тьмы, зла и холода. Саде активно празднуют в провинциях Керман и Йезд. Принимают в нем участие не только зороастрийцы, но и представители других религий. 

 

Тирган

Считался важным праздником в древнем Иране наравне с Ноурузом и Мехреганом. Тирган отмечается 1 июля. Существует две легенды о появлении этого праздника. Согласно первой, после долгой засухи именно в этот день божество Тиштра принесло дождь на территорию Ирана. Согласно второй, в день Тирган искусный стрелок Араш запустил стрелу и тем самым расширил границы Ирана. Как же это произошло?

Браслет Тир-о-бад / источник фото: anarpress.ir

Легенда гласит, что между иранским шахом Манучехром и туранским правителем Афрасиябом шла война. Манучехр победил в сражении, и правители решили заключить мир. Но сначала надо было определиться, где будет проходить граница между странами. Для этого Араш-лучник запустил стрелу с горы Демавенд в сторону Хорасана. Стрела упала в реку Джейхун. Там и стала пролегать граница между Ираном и Тураном. 

На Тирган едят фрукты и сладости, обливаются водой, читают стихи, поют и танцуют. А еще зороастрийцы делают браслеты Тир-о-Бад из семи нитей разных цветов. Заплетая их, они проговаривают отрывки из Авесты и загадывают желание. Браслет надевают на рассвете в праздник, а снимают через десять дней.

Тирган отмечают в некоторых населенных пунктах Мазендерана: Фирузекух, Сари, Сангесар и Савадкух, в шахрестане Ферахан провинции Маркази, в Каризате (в 125 км от Йезда) и Кермане.

 

Материалы по теме:

Кем был и что проповедовал пророк Заратуштра

Зороастризм в Иране: от зарождения к возрождению