Надпись на двери «Ректорат переехал!». Именно здесь на втором этаже Московской консерватории научно-творческий центр «Музыкальные культуры мира» с 8 по 14 февраля проводит семидневный мастер-класс по сетару с иранской исполнительницей Азаде Амири. В просторном кабинете с белыми стенами среди старых роялей русские учатся слышать музыку так, как это делают иранцы.

Я прихожу на второе занятие. Всё начинается с настройки инструментов. Азаде Амири, эффектная, широкоплечая иранка с ярко подведенными глазами, проверяет у слушателей курса сетары. Затем ученики показывают, чему они научились дома. Азаде называет ошибки, если надо подходит и правильно ставит руки играющему. Она говорит по-персидски, иногда делает комментарии на английском. Но, даже не зная языков, начинаешь понимать, что к чему. «Парде» — это лад, «дасте» — гриф, «мошкель» — проблема, «Афарин, хубе!» — «Молодец, хорошо».

Сетар - иранский струнный, щипковый музыкальный инструмент / источник фото: wikipedia.org

Беру сетар в руки. Это маленькая груша из тутового дерева на длинном грифе из грецкого ореха, название которой с персидского переводится как «три струны». На боковой стороне тельца стоит печать мастера. Крошечные отверстия, разбросанные по всему корпусу, словно веснушки, позволяют звуку выходить. Вдруг понимаю, что инструмент совсем не «се-», а настоящий «чахартар». («чахар» — «четыре» по-персидски). Оказывается, у сетара четыре струны. Мне объясняют, что раньше их действительно было три. Но в какой-то момент, суфиям захотелось еще более глубокого звучания. Так и появилась четвертая. Она расположена к соседней струне немного ближе, чем другие, благодаря чему создается интересное, неплоское, басовое звучание.

Хочу попробовать сыграть. Звук ни на что не похож. Чистый. Звонкий. Но не у меня, а у нашей преподавательницы. Её пальцы быстро, практически незаметно скользят по грифу. Сетар в руках Азаде Амири превращается в волшебный ручной ткацкий станок, с помощью которого она выплетает изящный персидский орнамент. Легкие движения, почти воздушные создают иллюзию, что ты сейчас возьмешь инструмент и также легко начнешь играть.

«На первом занятии целых полтора часа учились правильно держать сетар и извлекать звук. Это так сложно», — говорит Лиза, студентка из РГГУ. «Проблема в том, что надо не поддевать струну, как на гитаре, а как будто ударять по ней». 

Девушек на мастер-классе оказалось большинство / автор фото: Юля Кузнецова

Кто-то пришел на мастер-класс впервые, как я. А для кого-то это продолжение занятий, которые центр проводил в прошлом году с другими иранскими музыкантами. У каждого ученика свой инструмент. Кто-то сам привез из Ирана, кому-то с этим помогли друзья. Три сетара выдала сама консерватория.

Каждое занятие все разучивают по небольшому отрывку, Азаде называет это «джомле». Очевидно, в конце из таких вот простых предложений получится музыкальный рассказ. Азаде говорит, мы учим один из популярных мотивов в Иране. Сначала все повторяют за преподавателем. Потом она слушает каждого по отдельности.

Распределяет всех по парам. «Когда играете с кем-то вдвоем, слейтесь в одно музыкальное целое, станьте одним музыкантом», — говорит Азаде. «Вот вы — одно целое», — указывает на двух учениц. «Вы на двоих совершаете одну ошибку: дергаете за струну». Она терпелива. Добра. Где надо похвалит. Где надо пожурит. Ничто не ускользнет из-под ее взора.

"Чтобы правильно поставить руку, представьте, что вы держите орех", - советует Азаде Амири / автор фото: Юля Кузнецова

«Ага Гитарист», — обращается к одному из учеников. «Это же сетар, у него струны намного тоньше, чем у гитары. Значит, и играть на нем надо нежнее. Представьте, что вы мать, а это ваш ребенок». Кажется, помогло.

Азаде Амири поняла, что хочет заниматься музыкой еще в детстве. Её отец был музыкантом и передал любовь к этому искусству своей дочери. В 12 лет она пошла в музыкальную школу, после поступила в университет. Её основное направление — тар. Помимо этого она играет на сетаре, фортепьяно и томбаке. Но дает уроки только по первым двум. Учит уже более 18 лет. 

«В каких странах вы были с концертами?», — задаю вопрос Азаде.

«В Швеции. Много раз ездила в Кувейт. Была в Турции, Арабских Эмиратах, Абу-Даби. В России я, кстати, не впервые. В прошлый раз я приезжала сюда в 2015 году в составе группы „Караван“. Давали концерт в Оружейной палате Московского Кремля». 

Азаде не только показывала, как играть на сетаре, но и рассказывала факты из истории иранской музыки / автор фото: Юля Кузнецова

«И как вам Россия?»

«Здесь у людей очень хороший музыкальный слух. Ваши музыкальные школы набирают невероятно талантливых студентов. Даже Италии не сравниться с Россией в этом плане». 

Два часа пролетают на одном дыхании. Урок подошел к концу. Смотришь на группу. Взгляд уставший, но довольный. Азаде Амири дает домашнее задание. Все записывают его на телефоны. Завтра обязательно спросит. А пока «хасте набашид!», то есть «Не уставайте!».