Интернет, в особенности мобильный, завоевал огромную популярность среди иранцев. В этом легко убедиться даже без разного рода социологических исследований. Достаточно просто выйти на оживленную тегеранскую улицу. Там вы непременно встретите немало молодых людей, которые отчаянно перебирают клавиши, уткнувшись в смартфоны. При этом бредущий на вас представитель молодого поколения, поглощенный перепиской с друзьями по интернету, может вообще никого не замечать и даже столкнуться с вами, если вы вовремя не увернетесь.

В Иране нет проблем с покупкой новых моделей мобильных телефонов / источник фото: persianv.com

 

Технологии шагают по стране

Сейчас интернетомания в Иране в полном разгаре. В стране, пожалуй, не осталось ни одного молодого человека, который бы не имел в кармане мобильный телефон. У некоторых их даже несколько — по числу задних карманов джинсов. И львиную долю времени они «не простаивают без дела». Их хозяева постоянно куда-то звонят, просто разговаривают, читают стихи, обмениваются «эсэмесками», или же «путешествуют» по интернету прямо на ходу. В большей степени этому повальному увлечению подвержены, как ни странно, именно мужчины.

Дело в том, что у представительниц прекрасного пола, помимо мобильного телефона и интернета, есть немало других увлечений и забот. И они готовы чаще поглядывать в карманное зеркальце, нежели на экран своего «электронного друга». Но будьте уверены, как только у них появляется немного «свободного» от этого занятия времени, то интернет-трафик используется по полной программе, тем более, что стоимость мобильного соединения в Иране чрезвычайно низкая и доступна практически всем.

Торговый центр электроники «Чахар Су» в Тегеране / источник фото: isna.ir

Своеобразной «Меккой интернетомании» у молодежи является знаменитый перекресток улиц Хафез и Джомхурие-эслами в Тегеране. Там расположены два многоэтажных здания — недавно выстроенный из стекла и бетона супермаркет электроники «Чахар Су» («Перекресток»), — где приобретают смартофоны и все необходимое для «жизни» в сети состоятельные покупатели. И многоэтажка напротив. Туда идут люди с умеренными доходами. На местном жаргоне она называется «универмагом Сони». Раньше там действительно продавалась продукция этой фирмы, а сейчас он больше напоминает филиал тегеранского базара. Там предлагаются любые модели сотовых телефонов, правда, без какой-либо серьезной гарантии со стороны продавца. Присмотревшись, в лавках и магазинчиках легко найти даже самые последние модели знаменитых айфонов, которые Иран официально не импортирует. Интересно, а как они попадают туда?

 

Не роскошь, а наоборот

Официально IPhone в Иран не ввозят, но купить его все равно не проблема / источник фото: arzanshop1.ir

Глядя на современную иранскую молодежь, которая не расстается с мобильником ни на минуту, создается впечатление, что жизнь молодого человека измеряется не числом прожитых лет, а поколениями сотовых телефонов, которые он сменил. «Когда я смотрю на огромное количество людей, покупающих сотовые телефоны, — сказал мне продавец в „универмаге Сони“, назвавший себя Рахимпуром, — то мне кажется, что многие появляются на этот свет лишь для того, чтобы купить последнюю модель навороченной телефонной трубки с большим экраном и начинить ее самыми популярными мелодиями местной эстрады в качестве звонка. При этом они готовы отдать последние деньги, чтобы покрасоваться с обновкой перед друзьями».

Продавец из «электронного рая» прав, но не до конца. Все больше и больше иранской молодежи рассматривают сотовые телефоны не как модную игрушку, а как удобную, а порой даже единственную возможность доступа в интернет и общения в социальных сетях. Не многие семьи в Иране могут выложить под тысячу долларов за ноутбук для своего ребенка. А навороченный смартфон стоит в разы дешевле.

Иранцы чаще всего предпочитают «Самсунги» / источник фото: persianv.com

 

Зачем им нужен интернет?

По данным государственной статистики, сообщила газета Financial Tribune, в Иране насчитывается более 40 миллионов интернет-пользователей. Более 9 миллионов из них пользуются выделенной линией. А свыше 75 % выпускников вузов используют свои гаджеты не только для обычного общения, но и просмотра новостей, видео и телепрограмм, выступлений популярных музыкантов. 

Интересна вот какая деталь: молодые иранцы в массовом порядке увлеклись видеоиграми из мобильных приложений. Согласно опросам, 67 % игроков признались, что включают игры по несколько раз в день. 19 % играют минимум три часа в сутки, а 34 % молодых людей тратят на это занятие от одного до трех часов. Таким образом, интернет и мобильная зависимость, подобно эпидемии, охватили и Иран.

Молодым иранцам проще купить навороченный телефон, чем дорогой ноутбук / источник фото: ana.ir

Весьма любопытными стали результаты опроса и другой возрастной группы — потребителей интернет-контента старше 30 лет. Как отмечала та же газета Financial Tribune, 38 % зрелых пользователей черпают из интернета научные данные, еще 38 % находят там политико-аналитические материалы, а такие темы, как спорт, кулинарные рецепты и вопросы религии интересны 16 %, 15 % и 14 % опрошенных соответственно.

Крупнейшие иранские интернет-провайдеры намерены расширить доступ к высокоскоростному мобильному интернету, который охватывает все новые территории страны. Осваиваются 3 и 4 поколения (G3 и G4) технологий мобильной связи. На очереди G5 с его огромной скоростью передачи данных — почти в 40 раз быстрее нынешних действующих беспроводных сетей. По прогнозам специалистов, доступ к социальным сетям в Иране будет только набирать популярность и в этом смысле местное интернет-сообщество можно рассматривать как весьма перспективное и быстро развивающееся, несмотря на все препятствия со стороны некоторых стран Запада.

 

Материалы по теме:

Изоляция и технологии: как санкции помогли Ирану?

Как живет индустрия видеоигр в Иране