Трудно найти человека, который не знает историю о поклонении волхвов младенцу Иисусу Христу: они увидели в небе звезду и проследовали за ней до Иерусалима. Там они обратились к царю Ироду с вопросом, где они могут увидеть Царя Иудейского. Покинув Иерусалим, они снова пошли вслед за звездой и та привела их в Вифлеем. Там они обнаружили Марию с новорожденным младенцем, поклонились ему и принесли дары: золото, ладан и смирну (мирро). Этот сюжет вышел далеко за пределы христианства, однако далеко не всем известно, что этими волхвами были зороастрийские жрецы, или маги.

Джеймс Тиссо. Путешествие волхвов (1894) / источник фото: wikipedia.org

 

Действительно?

Сейчас образ трех мудрецов, пришедших с Востока, вряд ли можно напрямую связать со служителями зороастрийского культа. На христианских иконах их со временем стали изображать как представителей трех разных возрастов (юноша, зрелый мужчина и старик), а также представителей разных народов. Они стали называться «тремя царями», а на головах их появились короны. Царей, посещающих младенца, сопровождает свита, а сами они преподносят богатые дары.

Однако в раннехристианской иконографии волхвы изображаются в персидских одеждах, а их непременным головным убором является фригийский колпак. Сейчас даже этот символ получил другое значение; он является символом свободы, а самое известное его изображение безусловно принадлежит перу французского художника Эжена Делакруа — на его картине «Свобода на баррикадах» символ Франции, Марианна, облачена в фригийский колпак. 

Мозаика в Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне (VI век), волхвы облачены во фригийские колпаки / источник фото: wikipedia.org

Существует легенда о завоевании сасанидским царем Хосровом II Парвизом (591-628) Вифлеема в 614 году во время войны с Византией. По преданию, Хосров разрушил большую часть города, однако его солдаты не смогли разрушить церковь Рождества, поскольку на мозаике увидели собственных жрецов.

Некоторые ученые пытаются провести параллели между сюжетом о посещении волхвами младенца и зороастрийским представлением о пришествии спасителя. Согласно этому представлению, в конце последнего тысячелетия жизни людей придет Сошйанс, третий из сыновей Заратуштры, чудесно рожденный после смерти пророка. Именно он вызовет конечное воскрешение и восстановление.

 

Кто же они?

Одним из первых о магах говорит «отец истории» Геродот. Он пишет, что маги являются одним из шести мидийских племен и формируют наследственный клан жрецов. Геродот также сообщает, что маги имели важные позиции при дворе и занимали должности толкователей и предсказателей. Следуя за Геродотом, многие также называли магов мидийским племенем, однако для слова magu- нет устойчивой этимологии. Поэтому ученые считают, что маги были «исконной частью мидийского общества». 

Статуэтки магов из Амударьинского клада / источник фото: wikipedia.org

Маги были жрецами не только в Мидии, но и в Персии. Уже во времена ахеменидского правителя Дария I (522-486 до н.э.) они играли важную роль при дворе и обладали большим влиянием. Помимо своей прямой обязанности — отправления религиозных культов — они также имели административные и экономические связи. Маги, работавшие не только при царском дворе, но и по всей юго-западной Персии, получали зерно, муку, баранов, вино, пиво и фрукты из царских хранилищ для нужд культа. 

Территория Ахеменидского государства довольно быстро распространилась далеко за границы Персии. Вавилонские документы сообщают о трех магах, прибывших в Вавилон для выполнения религиозных ритуалов для тех «персов и мидийцев», которые остались в городе в качестве официальных представителей двора. Жрецы добрались и до Африки — один юридический документ из Египта упоминает о маге как о свидетеле передачи этого текста адресату.

 

Взлет и падение

Надпись верховного жреца Картира в Накш-е Раджаб / источник фото: wikipedia.org

Своего могущества зороастрийское жречество достигло в эпоху Сасанидов. Уже при основателе династии Ардашире (224-241) был введен титул верховного жреца (mobedān mobed). Время правления первых сасанидских правителей связано с деятельностью могущественного верховного жреца Картира. Его статус был настолько высок, что от его имени сделаны несколько надписей, бывших до этого исключительно царской прерогативой. Картир инициировал гонения на манихеев и христиан, о чем не преминул возможностью упомянуть в надписи. Он мечтал о создании всеобъемлющей организации жрецов, которые были бы в каждом уголке Сасандиского государства. Его мечта сбылась, но, возможно, это и стало началом конца. Как пишет известная исследовательница зороастризма Мери Бойс: «Перед мусульманским завоеванием Иран был наполнен жрецами настолько же, насколько Европа была наполнена духовенством перед Реформацией». 

 

Материалы по теме:

Как в Иране празднуют Рождество?

Рождество в самой маленькой церкви в Иране