Во время десятидневного траура по убитому Имаму Хусейну, носящего название Ашура, Тегеранские улицы необычным образом преображаются. Надписи и разнообразные декоративные элементы — это не просто украшения. Каждый объект имеет символическое значение, понять которое невозможно без знания истории этого религиозного события.

 

Кто такой Хусейн?

Хусейн — третий шиитский Имам и внук пророка Мухаммада. По преданию, когда к власти в халифате пришел второй представитель династии Омейядов Язид I, люди обратились к Хусейну, чтобы он, как прямой потомок пророка, возглавил борьбу против узурпатора и стал главой государства. При этом жители Куфы, арабского города в Ираке, отправили Хусейну письмо с просьбой прийти к ним и возглавить сопротивление против Омейядов.

Хусейн выдвинулся во главе небольшого отряда из 70 человек. Однако до Куфы он добраться не смог. У местечка Кербела в Ираке его настигло войско из 4000 человек, посланное Язидом I, чтобы перехватить соперника в борьбе за власть в халифате. После бесплодных переговоров, длившихся около недели, состоялось сражение, в ходе которого все мужчины в отряде были убиты. Голову Хусейна доставили Язиду в Дамаск, столицу халифата на тот момент.

Миниатюра иранского художника Махмуда Фаршчияна, посвященная Ашуре / wikipedia.org

При этом два сюжета в этой истории имеют особое значение и заслуживают отдельного упоминания:

1.    Абуль Фазль и жажда

Когда у отряда Хусейна, окруженного противником, кончилась вода, сподвижник и близкий родственник Имама Абуль Фазль решился пробиться к реке Евфрат и наполнить бурдюк с водой. Однако его тут же атаковали сторонники Язида. Абуль Фазлю отрубили руки, и тогда он попытался донести бурдюк в зубах. Но в сосуд выпустили стрелу, и вода вылилась на землю.

2.    Убийство Али Асгара

В составе окруженных в Кербеле находился малолетний сын Хусейна по имени Али Асгар, которому было 6 месяцев. По одной из версий, страдая от жажды, Хусейн решил попросить воинов Язида дать воды хотя бы женщинам и детям, которые были в отряде. При этом он взял в руки и показал Али Асгара в качестве подтверждения страданий невинных. В ответ на это воины Язида выпустили в ребенка три стрелы.

 

Преображение тегеранских улиц

В Иране традиции проведения траурных церемоний в дни Ашуры в различных городах имеют некоторые отличия. Обычно иностранцам, желающим познакомиться с этим религиозным мероприятием, советуют ехать в крупные города с сохранившимся традиционным укладом жизни, вроде Зенджана, Кашана и Йезда. Тегеран — пример скорее обратный. В этом городе традиционный образ жизни стремительно разрушается. Так что с точки зрения проведения массовых религиозных обрядов столица Ирана не лучшее место для знакомства с Ашурой.

В то же время Тегеран разительно выделяется на фоне остальных городов страны в эти траурные дни в плане оформления улиц различными декоративными элементами, обладающими религиозным значением.

Прежде всего, как и во всех других городах Ирана, Тегеран наполняется черными траурными знаменами.

Поскольку убийство Имама Хусейна происходило в Кербеле, появляется множество декораций, задача которых сделать тегеранские улицы похожими на Ирак. Ниже изображены символичные «ворота Кербелы». Разумеется, эти элементы могут быть очень далеки от иракских реалий VII века, поскольку имеют исключительно символическое значение.

Также улицы наполняются привезенными пальмами, которые не растут в центральной части Ирана, но встречаются в Ираке.

Декорации обычно создаются местными жителями. Например, владельцы магазинчиков на одной улице «скидываются» и сооружают общими силами какую-нибудь траурную конструкцию.

При этом четкого канона не существует, поэтому декорации могут заметно отличаться. 

Частыми сюжетами, с которыми связаны уличные декорации, являются истории про Абуль Фазля и Али Асгара. Так, в некоторых местах можно увидеть конструкцию, которую в народе именуют как «колодец Абуль Фазля».

Также встречаются небольшие домики, внутри которых находится «люлька Али Асгара».

Одним из наиболее часто встречающихся символов на улицах Тегерана является мавзолей Имама Хусейна, расположенный в городе Кербела.

Тегеранские декорации на Ашуру — это способ проявить свою фантазию и изобретательность. Каждый год придумываются новые способы символично изобразить традиционные сюжеты. Поэтому порой бывает не совсем просто понять, какой именно смысл вложил автор в конкретную конструкцию.

Ещё одним распространенным символом служит конструкция, которая называется «чель черах» или «сорок светильников». Число сорок указывает на 40-й день после смерти Имама Хусейна, который является датой поминовения умершего. Это событие также является важной религиозной датой для шиитов Ирана и носит название Арбаин (от араб. «арбаин» — «сорок») и, соответственно, проводится через 40 дней после Ашуры.

В дни Ашуры в Тегеране, как и во всех других городах Ирана, появляются специальные черные палатки, где прохожим бесплатно наливают чай. 

В некоторых случаях они тоже могут быть ярко оформлены. Палатка, фото которой представлено ниже, украшена большим изображением мавзолея Имама Хусейна в Кербеле.

Важным символом траура является так называемый «алям» (пер. с перс. «знамя») — широкая металлическая конструкция, украшенная религиозными надписями на арабском и разноцветными перьями. Когда вечером на улицах города начинается траурная процессия, алям должен на своей спине нести один из её участников. Как правило, металлическое знамя настолько тяжелое, что никто не может пронести его больше чем несколько десятков метров. Поэтому на пути процессии человек, переносящий алям, регулярно сменяется. В дневное же время суток алям просто является дополнительным украшением городских улиц.

Наиболее распространенными цветами городских декораций в дни Ашуры служат красный, зеленый и белый, каждый из которых имеет своё значение. Красный считается цветом войска Язида, т.е. он олицетворяет злые силы. Зеленый — отряд Хусейна, или добрые силы. Отдельное место занимает белый — это цвет лошади Имама Хусейна.

На некоторых улицах можно встретить большие закрытые палатки, где находятся огромные котлы для приготовления еды, которую бесплатно раздают в конце дня. После завершения траурных шествий поздно вечером ради получения заветного блюда выстраиваются большие очереди. Еда, раздаваемая во время Ашуры, обладает особым религиозным значением. Каждый верующий считает своей обязанностью получить порцию, вне зависимости от его достатка. Повсеместно можно увидеть, как люди, приезжающие на дорогих машинах, оставляют их и встают в общую очередь за бесплатной пищей. Еда во время Ашуры предназначена не для нуждающихся, а для всех верующих.

Ну и конечно самым распространенным украшением улиц во время десятидневного траура являются всевозможные знамена с надписями на арабском и персидском языках, посвященные трагической кончине Имама Хусейна.

В некоторых случаях имя почитаемого Имама наносят даже на блюдца, предназначенные для раздачи бесплатного чая в дни Ашуры.