Рождение детей — один из важнейших ритуалов в жизни иранских семей. Традиционно, мальчиков предпочитали девочкам. Документы из архивов Ахеменидов показывают, что матери с новорожденными сыновьями получали порции в два раза больше, и даже акушерка или врач, с чьей помощью ребенок родился, зарабатывали больше. Современные иранцы давно отказались от подобных предубеждений, хотя семьи в далеких сельских районах или традиционных деревнях могут отчасти придерживаться их и сейчас.

 

До рождения ребенка

Ритуалы, связанные с рождением детей, начинаются с беременности. Во время свадеб приглашенные гости и родственники желают молодожёнам здоровых детей, супруги дают милостыню бедным и угощают их едой. Практикуется также посещение святых мест, приглашение гостей и муллы с последующим забоем ягнят, что особенно актуально во время праздников. Традиционно считалось, что к шести месяцам беременности по форме живота можно узнать пол ребенка. Раньше, когда появление мальчика было желанным событием в иранских семьях, за мать часто молились родители и родственники, чтобы у неё появился именно мальчик. Теперь же иранцы отказываются от таких устаревших традиций и приветствуют детей любого пола, желая им здоровья и счастья.

Источник фото: hubpress.ir

Родители женщины обычно стараются не оставлять дочь в такой важный период, даже если она живет в доме с мужем и его семьей. Часто будущие бабушки соревнуются в умении приготовить все, чего захочется беременной женщине, потчуют ее лакомыми кусочками и всячески балуют. Помимо этого, тесть и теща обеспечивают дочь всеми небходимыми предметами для ребенка: одеждой, люльками и игрушками. Каждый старается показать, как сильно он ждет внука или внучку, и это часто может превратиться в нешуточное соревнование.

К седьмому месяцу беременности родственники начинают присылать подарки. Цифра «семь» почитается не только в исламе, но и в христианстве, иудаизме и зороастризме. «Семерка» и в России считается «счастливым» числом. Возможно, именно поэтому подарки стараются присылать в количестве кратном семи. Семь комплектов одежды, носков, шапочек для мальчиков и шарфов для девочек и т.п. называются сейсмуни (سیسمونی seismooni).

Подарки ребенку стараются присылать в количестве кратном семи / источник фото: flickr.com, автор фото: Hamed Saber

 

Непростое женское дело

Беременность женщины в Иране, как и в России, считается «женским» делом, но ни одна русская женщина не может похвастаться таким огромным и всепоглощающим вниманием. Вынашивающую ребенка мать носят на руках, исполняют любой каприз, задаривают подарками и всячески ограждают от переживаний и стресса. Семейные традиции на Востоке обязывают переживать все происходящее вместе, а учитывая, что иранцы могут быть крайне эмоциональны, рождение детей превращается из обыденного события в праздник.

 

Роль отца

Роль отца в Иране не сводится лишь к помощи во время беременности | источник фото: bornanews.ir

Роль отца в Иране не сводится лишь к помощи во время беременности. И если раньше присутствие на родах не допускалось, то сейчас все больше мужчин хотят стать свидетелями рождения своих детей. Первой больницей, что позволила отцу присутствовать на родах, стал госпиталь Сарем в Тегеране в 2007 году. Доктор Абуталеб Сарем, практикующий естественные роды, считает, что «присутствие отца необходимо для облегчения переживаний женщины». Нововведение пришлось по нраву и другим больницам, особенно после того, как Министерство здравоохранения Ирана выразило тревогу в связи с крайне высоким уровнем рождения детей с помощью кесарева сечения.

Иранские женщины имеют право выбрать кесарево сечение вне зависимости от показаний врача, что не всегда характерно для других стран. Несмотря на риск инфекции и побочного действия эпидуральной анестезии, более 70% детей в Иране рождается именно с помощью кесарева, во многом из-за страха женщины перед болезненными родами и боязнью стать менее привлекательной для мужа. Именно поэтому доктор Сарем предлагает пациенткам приглашать отцов в родильную палату: «Я помню, как во время совместных родов в Австрии и Германии роженицы совершенно забывали о боли».

Источник фото: flickr.com, автор фото: Hamed Saber

 

После рождения ребенка

После рождения ребенка, вне зависимости от способа его появления на свет, доктора и родственники дают женщине отдохнуть и отлежаться. Процесс родов, не сильно отличающийся от известного нам, примечателен своими традициями. Так, в родильной палате может стоять ваза с пеплом, которую смешивают с кровью роженицы и из получившейся пасты ставят небольшую точку на лбу, отпугивающую демонов по имени Алы. С той же целью некоторые акушерки сохраняют плаценту и прокалывают ее длинной железной иглой, так как считается, что железо отпугивает этих демонов, падких на сырое мясо. Через какое-то время для матери готовят специальное блюдо — качи (کاچی kachi) — сладкую кашу из овсянки и риса на масле, имеющую золотой цвет благодаря шафрану или куркуме. Считается, что она помогает восстановить утраченные силы.

Чем младше ребенок — тем быстрее выполняется любой его каприз / источник фото: flickr.com, автор фото: David Stanley

На десятый день после родов и заживления пупочной раны, для матери и ребенка устраивается банный день с масляным массажем и прочими косметическими процедурами. Вечером того же дня семья приглашает гостей на ужин валиме (ولیمه valimeh), где новорожденному дарят подарки, причем, часто это могут быть не игрушки, а золотые украшения. 

Дети в Иране не испытывают недостатка во внимании. Чем младше ребенок — тем быстрее выполняется любой его каприз, а бабушки и дедушки соревнуются в умении «избаловать». Мать ребенка, как и во время беременности, так и после нее получает не только материальную помощь в виде подарков и денежных конвертов, но и практическую: ей помогают родители и другие члены больших иранских семей.