Во многих отношениях Иран остается экономически отрезанным от остального мира. Но, как ни удивительно, именно это «подогрело» бум местных технологических стартапов. Его двигателем стала молодежь, которая смотрит на свою страну как на рынок больших возможностей.

Технологический пар «Пардис» в Тегеране неформально называют «Силиконовой долиной Ирана» / источник фото: techpark.ir

Мостафа Мейсами расстался с идеей стать фермером, променяв старую профессию на более доходную — перевозку пассажиров по вечно загруженным улицам Тегерана. 38-летний предприниматель занимается извозом на новеньком китайском хэтчбэке местной сборки, изучая тарифы в приложении на своем смартфоне «Самсунг».

Иран до недавнего времени находился в экономической изоляции. Крупные бренды обходили этот рынок стороной, боясь рисков, связанных с международными санкциями, многие из которых остались в силе даже после заключения ядерной сделки в 2015 году. Что это значит? Отсутствие большинства западных сетевых компаний, возможности расплатиться картой или совершить денежный перевод — иранская система банковских платежей относительно изолирована от внешнего мира. До сих пор путешественникам приходится брать с собой наличность. По-прежнему заблокированы многие популярные сайты и социальные сети.

Заказать товары на «Амазоне» или вызвать такси Uber? Забудьте об этом. Однако вместо них возникло много местных компаний, работающих в сфере технологий. Эту революцию делают молодые миллениалы — люди, родившиеся после 1981 года. В своей стране они видят не изолированного изгоя, а полный фантастических возможностей рынок. 

У Ирана есть свой аналог «Амазон» – сайт Digikala / источник фото: rasadrasane.com

Одна из самых быстрорастущих компаний — это Snapp, приложение, которое использует таксист Мейсами, что-то вроде местного Uber. По собственной оценке, он зарабатывает около 900 долларов в месяц, зарабатывая за одну поездку больше, чем мог бы получать в традиционном сервисе такси. Рабочий график у Мейсами тяжелый — по 12 часов почти каждый день. Но ему нравится выбирать где и когда работать: «Это [приложение] открыло дверь тем, кто, как и я, столкнулся с финансовыми проблемами».

Приложение для вызова такси Snapp было запущено в 2014 году. Оно работает с помощью карт Google. Создатели приложения могут похвастаться тем, что в нем зарегистрировано 100 тысяч водителей. С 2014 года они перевезли около 5 миллионов пассажиров, это около 50 миллионов поездок, утверждает исполнительный директор Шахрам Шахкар.

32-летний Шахкар — один из самых старших сотрудников своей компании, чьи молодые и модные специалисты пристраивают свои ноутбуки где придется — в офисе идет стройка, чтобы увеличить его площадь вдвое. Все это напоминает любую другую технологическую компанию в мире, если бы не флаг Ирана в углу. 

Приложения типа Snapp упростили вызов такси до нескольких кликов / источник фото: financialtribune.com

Шахкар считает, что Snapp может быть долгосрочным решением проблемы загруженности дорог и недостатка парковочных мест в Тегеране: «Наша идея в том, чтобы сделать эту услугу такой удобной и доступной по цене, что у людей пропадет желание иметь свою машину».

Кроме обычного такси, Snapp предлагает поездки на машинах премиум-класса и женское такси, где за рулем исключительно дамы. Недавно приложение заработало в пригороде Тегерана Кередже и в Исфахане. Совсем скоро появится услуга доставки товаров на мотоцикле.

Местная федерация такси пыталась лоббировать блокировку приложения Snapp и его более скромного конкурента Tap30, но у нее ничего не вышло. Тогда разозленные члены федерации запустили свое собственное приложение для вызова такси.

Компанией Snapp владеет Iran Internet Group — лидер на иранском технологическом рынке, который пользуется поддержкой крупнейшего мобильного оператора Irancell, а вместе с ним и южноафриканской телекоммуникационной компании MTN. 

Офис компании Snapp / источник фото: digiato.com

Кроме того, к услугам жителей Ирана многочисленные приложения по доставке еды (например, Zoonfood) и для бронирования гостиниц (Pintapin), ведь большинство международных сайтов бронирования «обходят Иран стороной».

Интернет-магазин Bamilo успешно конкурирует с крупнейшим сайтом онлайн-торговли Digikala, который сейчас является третьим по посещаемости в иранском интернете (после Google и портала спортивных новостей). Как и «Амазон», эти сайты продают все — от ноутбуков, мобильных телефонов и одежды до кухонных принадлежностей и косметики. Digikala даже продает автомобили.

Есть и кое-какие особенности. Иранцев ни за что не устроит, если курьер будет бесцеремонно оставлять покупку под дверью или на лестнице, как это бывает, например, в США. Они ждут доставки из рук в руки, говорит Афшан Самани, одна из руководителей Bamilo.

Самани училась в Швеции и в Канаде, но потом решила вернуться в родной Иран. Говорит, что ее привлекли сложные задачи и огромные возможности: «Я обратила внимание, что „почва возделана“, она подготовлена. Огромная разница, которую я замечаю сейчас в том, что люди начали говорить: „Я хочу что-то делать“». 

Интерфейс приложения для бронирования гостиниц Pintapin / источник фото: cafebazaar.ir

Данные опубликованные Национальным банком Ирана в мае показывают, что за прошлый иранский год (с марта 2016 по март 2017 года) онлайн-торговля выросла на 34 процента, ее оборот составил 370 миллионов долларов.

Некоторые эксперты считают, что доступный и быстрый мобильный интернет 4G и высокоскоростное подключение к сети других устройств подогрели взрывной рост числа технологических компаний. Государство тоже этому посодействовало, предоставляя займы инновационным компаниям и отсрочку от службы в армии для молодых талантливых изобретателей и профессионалов, занятых в сфере технологий. Сильный технологический сектор также может быть полезен в оборонной сфере и в области кибербезопасности. 

И вот получается, что те самые санкции, которые экономически изолировали Иран, стали благом для технологического сектора, сильно ограничив конкуренцию.

«Это как протекционизм, но не со стороны государства, а за счет санкций. В данном случае не нужно много сложной техники, только молодой талант и образование в области кодирования и технологий», — говорит Надер Хабиби, специалист по экономике Ближнего Востока из Брандейского университета (США).

Источник: phys.org

 

Материалы по теме:

Как живет индустрия видеоигр в Иране

Цифровой бум в Иране

Почему иностранным компаниям будет нелегко прийти на иранский рынок