«Важны в истории народов и глубоко влияют на их судьбу не революции, не войны — следы их опустошений скоро изглаживаются, — но перемены в основных идеях», — писал знаменитый французский социолог Гюстав Лебон. Конституционная революция в Персии, хоть и завершилась фактическим поражением ее сторонников, но тем не менее оставила свой след в истории страны, зафиксировав важные изменения, к которым так стремилось иранское общество.

Группа представителей духовенства, выступавших за принятие конституции / источник фото: payvand.com

 

Корни революции

Глубинные причины событий 1905 года следует искать в событиях второй половины XIX века — нежелание каджарского двора проводить реформы, выдача концессий (прав на эксклюзивную разработку тех или иных природных ресурсов или производство товаров и услуг), рост налогов. Однако непосредственные события, ставшие толчком к революции, естественно произошли уже в начале ХХ века. 

В 1904 году и без того непростая экономическая ситуация в стране усугубилась новым кризисом. Казна была пуста и правящему каджарскому монарху Музаффар ад-дину (1896-1907) пришлось обращаться за новыми займами сначала к частным лицам, а затем — к правительствам России и Британии. Те согласились выдать шаху новый кредит, хоть прежние и не были погашены, но поставили свое условие — назначение главой таможенной службы бельгийца Науса, который должен был обеспечить выплату долгов казны. Публика не приняла назначенца: молва твердила, что Наус является этническим евреем, предпочитает брать на работу армян, планирует значительно повысить таможенные сборы и вообще метит в министры финансов. Кризис обострялся.

Наказание фалакой – битье по пяткам / источник фото: iransegodnya.ru

В то же самое время страна страдала от огромной инфляции. Цены на сахар выросли на 30%, а на хлеб — на 90%. Это был «идеальный шторм» — инфляция росла из-за неурожая, разразившейся эпидемии холеры, перебоев в торговле на севере из-за Русско-японской войны и волнений в самой России. В Тегеране постоянно происходили стихийные выступления, среди которых были и чисто женские демонстрации.

 

Сахарный бунт

В ноябре 1905 года губернатор Тегерана в попытке положить конец беспорядкам, обвинил в их организации трех крупных поставщиков сахара и приговорил их к традиционному, но унизительному для них наказанию — битью по пяткам. Такие меры властей вызвали бурю недовольства среди других торговцев: 13 декабря в знак протеста были закрыты все лавки и мастерские столицы. А на следующий день большая группа духовенства и «людей базара» во главе с Сейидом Мохаммедом Табатабаи и Сейидом Абдаллахом Бехбахани направилась в расположенную в окрестности столицы мечеть Шах Абдоль-Азим.

Указ (фирман) Музаффар ад-дина 5 августа 1906 года о создании Учредительной ассамблеи / источник фото: wikipedia.org

Прибыв туда, они расположились во внутренних помещениях, избрав их в качестве укрытия. Эта практика известна как «баст» — спасаясь от преследования, человек укрывается в священном месте либо, например, во дворце правителя. Во время революции эта мера приобрела и политический оттенок: садясь в «баст», крупный торговец или представитель духовенства тем самым выражал свой протест и отказывался возвращаться к исполнению своих прямых обязанностей.

 

«Дом справедливости»

Находящиеся в «басте» священнослужители объявили о своих требованиях шаху. Они соглашались прекратить свой протест только после того, как Музаффар ад-дин отправит в отставку правительство и объявит о создании «Дома справедливости» (ʻadālat-xāne) — подобие суда, в котором будут рассматриваться жалобы населения. В январе 1906 года шах выпустил такой указ, однако его исполнение шло с большими промедлениями. В ответ на это волнения и «басты» возобновились. Большая группа людей во главе с влиятельными представителями духовенства направилась в город Кум — крупный шиитский центр — и села там в «баст».

В этом здании в Тегеране заседал первый парламент / источник фото: payvand.com

Осознав всю серьезность ситуации, шах пошел на уступки протестующим и приказал организовать «Дом справедливости». Однако ситуация изменилась и от шаха потребовали не просто учреждения организации для рассмотрения жалоб населения, а созыва национального парламента (majles-e melli), или меджлиса. 5 августа 1906 года был обнародован указ Музаффар ад-дина о создании Учредительной ассамблеи, которая должна была разработать закон о выборах в меджлис.

 

«Представители народа»

Собранная второпях ассамблея начала свою работу. В результате был издан свод избирательных правил, согласно которым все иранское общество было разделено на шесть классов (ṭabaqāt). Наиболее высокопоставленным был класс шахской семьи, также избирательным правом наделялись знать и вельможи (aʻyān va ašrāf), купцы, землевладельцы, чья собственность оценивается выше тысячи туманов, и мелкие торговцы и ремесленники, принадлежащие к одной из гильдий. Кандидаты должны были уметь говорить, читать и писать по-персидски, а правом голоса обладали только избиратели 25 лет и старше. Женщины избирательных прав не имели.

Члены первого парламента / источник фото: payvand.com

Меджлис начал свою работу в октябре 1906 года. Первый состав парламента насчитывал более 60 представителей базара — торговцев и глав гильдий, около 50 землевладельцев и людей, приближенных ко двору, а также 25 представителей духовенства. В процессе работы депутаты разделились на 2 большие группы — «умеренные» (moʻtadel) и «либералы» (āzādīxāhān). Первые имели за собой поддержку Табатабаи и Бехбахани, которые хоть и не имели депутатских мандатов, но активно участвовали в работе. Несмотря на разногласия, представители обеих групп совместно работали над созданием конституции. В результате Основной закон был подписан смертельно больным Музаффар ад-дином в конце 1906 года. Этот текст Конституции с незначительными поправками действовал в стране до 1979 года.

Шах Музаффар ад-дин (слева, сидит в кресле) на открытии первой сессии парламента / источник фото: payvand.com

Созыв парламента и принятие Основного закона вызвали небывалый подъем общественной жизни. По всей стране создавались политические общества (anjoman), выпускались газеты, транслирующие различные взгляды и точки зрения — левых и правых, консерваторов и либералов, духовенства и антиклерикалов, панисламитов и паниранистов. Уже тогда люди стали называть время, в которое они жили, особой эпохой — эпохой «пробуждения».

 

Материалы по теме:

Зачатки демократии: как проходили первые выборы в Иране?

Русские агенты при дворе персидского шаха